Развитие творческих способностей подростков
ВВЕДЕНИЕ
Социальные преобразования, происходящие в нашей стране ежедневно, бурно развивающийся научно-технический прогресс предъявляют все более жесткие требования к обучению и воспитанию детей. В этих условиях становится актуальным формирование у каждого человека творческого подхода, активной жизненной позиции в труде, учебе, работе.
Актуальность процесса развития творческих способностей объясняется тем, что с одной стороны их развитие является основополагающим фактором целостного гармоничного процесса развития самой личности человека, с другой стороны, стимулирование творческих способностей подростков предопределяет во многом весь ход дальнейшей самореализации человека (и не только в каком-то избранном направлении), а с третьей - сама структура творческих способностей обладает большим педагогическим потенциалом, что указывает на необходимость разнонаправленных исследований как самих творческих способностей, так и различных факторов, влияющих на их развитие.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………... 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития творческих способностей подростков………………………………………………… 6
1.1. Психолого-педагогические особенности подросткового возраста……………………………………………………………………… 6
1.2. Понятие творческих способностей……………………………... 16
Глава 2. Практическая деятельность по изучению и развитию творческих способностей подростков……………………………………... 23
2.1. Диагностика творческих способностей подростков…………… 23
2.2. Способы развития творческих способностей подростков…….. 28
Заключение………………………………………………………………….. 38
Список литературы…………………………………………………………. 40
Приложение А………………………………………………………………. 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Авдулова, Т.П. Психология подросткового возраста : учебное пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Т. П. Авдулова. – 2-е изд., стер. – Москва : Издательский центр «Академия», 2014. – 240 с. – ISBN 978-5-4468-06
Андреев, В.И. Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс: учебное пособие / В.И. Андреев. – Казань: Центр инновационных технологий, 2013. – 500 с. – ISBN 5-93962-093-7.
Андрэ, Н. Практическая психология цвета / Н. Андрэ, С. Некрасова. – Москва : ПрофитСтайл, 2018. – 224 c. – ISBN 5-98857-197-2.
Богомолов, В. Тестирование детей : психологическое тестирование, диагностика интеллекта, профессиональное тестирование / В. Богомолов. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2016. – 352 с. – ISBN 5-222-03596-4.
Болденко, О. А. Особенности развития творческой активности старших подростков / О. А. Болденко, Г. В. Палаткина // Человек и образование. – 2013. – № 1(34). – С. 61-67. – EDN QAGHFF.
Болотова, А.К. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие / А.К. Болотова, О.Н. Молчанова. – Москва : ИД ГУ ВШЭ, 2017. – 526 c. – ISBN 978-5-7598-0731-5.
Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: книга для учителя / Л.С. Выготский. – Москва : Просвещение, 2020. – 125 с. – ISBN 978-5-60438228-4-4.
Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский / Москва : Издательство АСТ , 2021. – 576 с. – ISBN 978-5-17-133833-6.
Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – Москва : АСТ, Хранитель, 2008. – 672 с. – ISBN 978-5-17-050057-4.
Дворникова, И. Н. Психолого-педагогические особенности развития творческих способностей подростков в условиях детского оздоровительного лагеря // И. Н. Дворникова, А. Д. Комакова // Молодой ученый. – 2014. – №21.1. – с. 83-85.
Дьяченко, О.М., Кириллова А.И. О некоторых особенностях развития воображения / О.М. Дьяченко, А.И. Кириллова // Вопросы психологии. – 2015. – №2. – с. 104-108.
Исследуя способности, ученый выделяет следующие признаки: под способностями подразумеваются «индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; способности имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей...» [21, с. 26]. По мнению Теплова Б.М., понятие способность не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у человека, способности создаются в деятельности: «Не в том дело, что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности» [21, с. 123]. Способности существуют в развитии, а их непосредственное развитие возможно только в деятельности.
Рубинштейн С.Л. определяет способности как «сложное синтетическое образование личности» [26, с. 98] и понимает под ними пригодность к какой-либо деятельности.