Гендерные особенности межличностных отношений студентов в группе
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования определяется потребностью современного общества в изменении отношения к вопросу гендерной структуры образовательных систем, отношений и социализации. Изучение данного вопроса способствует тому, что изменится качество самого процесса обучения, а также качество взаимоотношений между полами. Как известно, межличностное общение - одно из главных сторон существования человека, без которого становится проблемным развитие человека, становление его как полноценной личности, формирование основных психических функций, процессов, свойств.
Общение – это процесс, в ходе которого происходит взаимный обмен информацией, чувствами, эмоциями, устанавливается контакт, люди взаимообращаются друг по отношению к другу.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ………………………. 6
1.1. Межличностное общение подростков как предмет исследования в психологической науке………………………………………………………… 6
1.2. Психологическая характеристика гендера……………………….....21
Выводы по первой главе ……………………………………………...... 25
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНОГО АСПЕКТА В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ОБЩЕНИИ В ГРУППЕ…..…………...26
2.1. Организация и методики исследования………………………..…..26
2.2. Качественный и количественный анализ проведенного исследования……………………………………………………………………..33
Выводы по второй главе……………………………………………….....36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….. 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ….…………………………………………… 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. – М.: Аспект-Пресс, 2001. – 284 с.
Аверин, В. А. Психология личности [Текст] / В.А. Аверин. – СПб.: Изд-во В.А. Михайлова, 1999. – 89 с.
Бем, С. Л. Линзы гендера. Трансформация взглядов на проблему неравенства полов [Текст] / С.Л. Бем. – М.: РОССПЭН. 2004. – 336 с.
Берн, Ш. Гендерная психология. Законы мужского и женского поведения [Текст] / Ш. Берн. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. – 320 с.
Багрецов, С. А. Диагностика социально-психологических характеристик малых групп с внешним статусом [Текст] / С.А. Багрецов. – СПб.: Лань, 2000. – 649 с.
Большой психологический словарь [Текст] / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003.
Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков [Текст] / Под ред. Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой. - М.: Просвещение, 1978. - 360 с.
Волков, Б. С. Психология подростка [Текст] / Б.С. Волков. - М.: Академический проект, 2005. – 286 с.
Воробьева, Л. И., Петровский, В. А. Психологическая роль и место подросткового возраста в онтогенезе [Текст] / Л.И. Воробьева, В.А. Петровский // Психология современного подростка. - М., 1987. - С. 6- 36.
Горянина, В. А. Психология общения [Текст] / В.А. Горянина. – М.: Мысль, 2008. – 348 с.
Дарвиш, О. Б. Возрастная психология [Текст] / О.Б. Дарвиш. - М.: Владос, 2003. – 268 с.
Еникеев, М. И. Общая и социальная психология [Текст] / М.И. Еникеев. − М.: Просвещение, 2000. – 268 с.
Здравомыслова, Е., Темкина, А. Социальное конструирование гендера как методология феминистского исследования [Текст] / Е. Здравомыслова, А. Темкина // Российский гендерный порядок: социологический подход. Коллективная монография / Под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. – СПб.: Изд-во Европейского университета, 2007. – С. 9-33.
- меняются оценки, воззрения, принципы членов группы, формируется некий усреднённый её участник, своего рода стандарт, норма и носит название «групповая нормализация»;
- также существует феномен «групповой поляризации», «экстремизации» - это процесс сдвига общего мнения к одному из полюсов, чаще всего к «сдвигу к риску», когда коллективное решение отличается рискованным характером, нежели индивидуальное решение;
- феномен подчинения авторитету, который сочетается с феноменом «атрибуции ответственности», в этом случае человек винит в неудачах и сложностях других людей, руководство, но только не себя [2].
Также целесообразно ввести такие характеристики группового взаимодействия как «сильное» и «слабое». Это необходимо для более точного описания ряда процессов.