Понятие нотариата и организационно-правовые основы его деятельности в условиях административной реформы
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. Участие нотариата в реализации обязанности государства по обеспечению защиты прав участников гражданского оборота и, в целом, общественных отношений, предполагает обязательное государственное регулирование отношений в сфере нотариальной деятельности. Такое регулирование происходит посредством создания государством правовых, организационных и экономических основ функционирования нотариата.
Институт нотариата, функционирующий как в частной, так и в публичной сферах и обладающий дуалистической природой, является достаточно значимым звеном, которое связывает государство и гражданское общество.
Вместе с тем, неоднозначность роли нотариата в системе публичного управления, отсутствие единообразного подхода к определению понятия и сущности нотариата, недостаточная разработанность правового механизма функционирования электронного нотариата в России, необходимость уточнения регламентов информационного взаимодействия нотариата с органами исполнительной власти оказывает негативное влияние на эффективность правового регулирования этого правового института.
Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, принятые ранее вступления в силу Конституции Российской Федерации 1993 г., неоднократно подвергались изменениям и дополнениям, что является показателем все возрастающей актуальности принятия нового комплексного нормативного правового акта (федерального закона), регулирующего организацию нотариата и нотариальной деятельности с учетом потребностей современной действительности.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….……3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМАТИКЕ УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ НОТАРИАТА В РОССИИ ………………………7
1.1. Концептуальные проблемы понимания нотариата и нотариальной деятельности…………………………………………………………………………7
1.2. Особое место Министерства юстиции Российской Федерации в системе управления нотариатом……………………………………………………………15
ГЛАВА II. СОВЕРШЕНСТВОАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НОТАРИАТА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ……………………………………………………….21
2.1. Проблемы правового регулирования деятельности нотариата на современном этапе………………………………………………………………….21
2.2. Основные тенденции и перспективы развития нотариата в России………..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………...35
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ………………………………………….37
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1) (ред. от 02.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.08.2021) // Ведомости СНД и ВС РФ. - 11.03.1993. - № 10. - Ст. 357.
3. О государственной регистрации недвижимости: Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 02.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021) // Собрание законодательства РФ. - 20.07.2015. - N 29 (часть I). - Ст. 4344.
4. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: Федеральный закон от 30.03.2015 N 67-ФЗ (ред. от 29.06.2015) // Собрание законодательства РФ. - 30.03.2015. - N 13. - Ст. 1811.
5. Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации: Указ Президента РФ от 13.10.2004 N 1313 (ред. от 02.09.2021)// Собрание законодательства РФ. - 18.10.2004. - № 42. - Ст. 4108.
6. Кодекс профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации (утв. Минюстом России 12.08.2019, 19.01.2016) (ред. от 23.04.2019) – Режим доступа: https://minjust.gov.ru/ru/documents/8028/ http://www.notariat.ru/project - Загл. с экрана.
7. Концепция проекта федерального закона "О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации" – Режим доступа: http://www.notariat.ru/project - Загл. с экрана.
Научная и учебная литература
8. Абова, Т. Е. Российская юридическая энциклопедия / Абова Т. Е. и др.; Гл. ред. А. Я. Сухарев. - М. : ИНФРА-М, 1999. - 1110 с.
9. Бабич, М.Е. Перспективы развития нотариата в Российской Федерации // Нотариус. - 2016. - № 2. - С. 39.
10. Бугрей, А.Я., Тарбагаева, Е.Б. Некоторые аспекты контроля над нотариатом и нотариальной деятельностью // Нотариус. - 2020. - № 5. - С. 38.
11. Гаян, А.Н. Особенности российского нотариата как нотариата латинского типа // ExLegis: правовые исследования. - 2021. - №1. - С. 6-9.
12. Жуйков, В. Нотариат как институт превентивного правосудия: общие цели, принципы и полномочия // Российская юстиция. - 2018. - № 6-7. - С. 33.
13. Завьялов, А.А., Медведев. И.Г., Усович, Л.В. Стратегия развития нотариата как института, обеспечивающего защиту прав граждан, в системе других юридических институтов // Закон. - 2020. - № 7. - С. 180.
14. Зайцева. Т.И. Настольная книга нотариуса (в 4 томах) / Т.И. Зайцева, И.Г. Медведев, В.В. Ярков.– М.: Статут 2015 год.
15. Калиниченко, Т.Г. Нотариальное право и процесс в Российской Федерации: теоретические вопросы развития: монография / Т.Г.Калиниченко - М.: Норма, Инфра-М, 2017. - 240 c.
16. Куемжиева, Я.Н. Электронный нотариат: развитие института нотариата в правовой системе в целом. // В книге: Год науки и технологий 2021. Сборник тезисов по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Отв. за выпуск А.Г. Кощаев. - Краснодар, 2021. - С. 218.
17. Кузовков, И.А. Перспективы развития нотариальной формы защиты и охраны права в контексте разработки проекта Федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации» // Закон. - 2020. - № 12. - С. 70.
18. Куленко, Н.И. Проблемы действующей системы нотариата в Российской Федерации // Вестник Челябинского государственного университета. - 2018. - № 27 (318). - С. 52.
19. Кулишова, Р.Т. Нотариат как институт, направленный на реализацию конституционного права на получение квалифицированной юридической помощи, и система органов нотариального сообщества в Российской Федерации на современном этапе // Мир юридической науки. - № 9-10. -, 2016. - С. 42 - 47.
20. Мананников, О.В. О концепции развития нотариата в России // Российская юстиция. - 2018. - -№ 11. - С. 48.
21. Москалькова, Т.Н. Нормотворчество: научно-практическое пособие. /, В.В.Черников - 2-е изд, доп. и испр. - М: Проспект, 2014 . - С. 7.
22. Нотариат в России. Схемы и комментарии: Учебное пособие / Под ред. М.К. -Треушникова. - М., 2019. – 104 с.
23. Нотариат и адвокатура: курс лекций / Сост. С.А. Солдатенко. – М: 2019 г. – 259 с.
24. Остапенко, И.А. К вопросу о понятии нотариата в Российской Федерации // Символ науки. - 2016. - №1. - С. 164-166.
25. Правовые основы нотариальной деятельности в Российской Федерации: Учебник / Под ред. Е.А. Борисовой. - М., Юстицинформ, 2016.- 423 с.
26. Смольников, Д.И. Проблемы реформирования российского нотариата на современном этапе [Текст] / Д.И. Смольников // Нотариус. - 2017. - № 2. - С. 2-6.
27. Смольников, Д.И. Проблемы реформирования российского нотариата на современном этапе // Нотариус. - 2017. - № 2. - С. 2-6.
28. Стешенко, Л.А. Т.М. Нотариат в РФ: Учебник / Л.А. Стенешко, Т.М. Шамба. - М., 2018. – 510 с.
29. Сычев, О.М. Современные тенденции развития законодательства о нотариате // Закон. 2019. № 10. С. 179.
30. Тарасова, Е.А. Нотариат - институт превентивной защиты или институт превентивного правосудия? / Е.А. Тарасова // Четвертый пермский международный конгресс ученых-юристов: материалы междунар. науч. -практ. конф. (г. Пермь, Перм. гос. нац. иссл. ун-т, 18-19 октября 2018 г.) / отв. ред. О.А. Кузнецова; Перм. гос. нац. иссл. ун-т. - Пермь, 2018. - С. 173-175 и др.
31. Умнова, И.А. Совместное ведение Российской Федерации и ее субъектов как предмет конституционного регулирования // Журнал российского права. - 2019. - № 11. - С. 29.
32. Цветков, Ю.А. Правоохранительные органы. Схемы и определения / Ю.А.Цветков. - М., Издательство «ЮРИТИ-ДАНА», 2016. - С. 98.
33. Черемных, Г.Г. Комментарий к проекту федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации» // Нотариус. - 2018. - № 1. - С. 5.
34. Черемных, И.Г. Российский нотариат: прошлое, настоящее, будущее. - М., 2019. – 299 с.
35. Черемных, И.Г. Теоретические основы независимого нотариата России / И.Г. Черемных. - М., 2016. – 235 с.
36. Черников, А.Е. Правовая природа нотариата в современной России // Управление общественными и экономическими системами. - 2019. - № 1. - С. 5.
37. Юридический энциклопедический словарь [Текст] / Под ред. М.Н. Марченко. - М., 2006. - С. 403.
38. Ястребов, Д.В., Ястребов, В.В. Реформирование правовой базы нотариата: проблемы и перспективы // Законодательство, - 2018, - N 7. – С.34.
Диссертации, авторефераты диссертаций
39. Абилова, А. Б. Социальные функции нотариата в современных условиях: дисс. к.с.н.: 22.00.04 / Айгуль Булатовна Абилова. – М:, 2006.- 188 с;
40. Ахрамеева, О. В. Соотношение публично-правовых и частоправовых начал в оказании публичных услуг населению в Российской Федерации : на примере адвокатуры и нотариата : автореферат дис. ... кандидата юридических наук : 12.00.01 / Ахрамеева Ольга Владимировна.- Ставрополь, 2011.- 26 с.
41. Лазарева, Н. П. Административно-правовая организация механизма управления нотариатом Российской Федерации : По материалам Дальневосточного федерального округа : автореферат дис. ... кандидата юридических наук : 12.00.14 / Надежда Петровна Лазарева - Хабар. гос. техн. ун-т. - Хабаровск, 2004. - 288 с.
42. Ралько, В. В. Теория правовой деятельности нотариата : диссертация ... доктора юридических наук : 12.00.01 / Василий Васильевич Ралько.- Москва, 2010.- 375 с.: ил. РГБ ОД, 71 11-12/45.
Материалы судебная практика, статистические данные
43. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 23 декабря 1999 года по делу о проверке конституционности отдельных положений статей 1, 2, 4 и 6 Федерального закона от 4 января 1999 года «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год» и статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1998 год»» в связи с жалобами граждан, общественных организаций инвалидов и запросами судов // Собрание законодательства РФ. - 2000. - № 3. - Ст. 353.
В качестве перспективы развития нотариата можно отметить необходимость совершения нотариальных действий только нотариусами. Законодатель должен полностью отказаться от концепции квазинотариата, при котором предусмотрена возможность совершения отдельных нотариальных действий непрофессионалами, у которых часто отсутствует юридическое образование. К таковым «непрофессионалам» Г.Г. Черемных относит должностных лиц консульских учреждений, служащих местных органов власти, руководителей воинских частей, лечебных учреждений, мест лишения свободы и т.д., которые осуществляют удостоверение документов, по силе приравненное к нотариально удостоверенным. Особенно подрывает престиж нотариата предоставление права на совершения нотариальных действий должностным лицам органов исполнительной власти. Такое право предоставлено для облегчения доступа граждан к нотариальным услугам. Круг нотариальных действий у данных лиц ограничен. Они могут удостоверять завещания, доверенности, принимать меры к охране наследственного имущества, свидетельствовать подлинность документов и выписок из них, свидетельствовать подлинность подписи на документах. Минусом такого предоставления является высокая статистика оспаривания нотариальных действий в судебном порядке, так как мало того, что данные должностные лица часто не имеют юридического образования, они к тому же и фактически не контролируются нотариальным сообществом. Частный нотариат не правомочен даже на проведение учебы с должностными лицами местного самоуправления. На практике, глава местной администрации, обязан не только свидетельствовать верность копий документов и выписок из них, но и удостоверять завещания, доверенности, принимать меры по охране наследственного имущества и в случае необходимости меры по управлению им1. Таким образом, включение данных субъектов в систему нотариата в дальнейшем приведет к падению качества и законности нотариальных услуг.