Антикоррупционная политика как направление государственной политики Российской Федерации
Введение
На сегодняшний день проблема борьбы с коррупцией является очень острой на повестке дня всего российского общества, данный институт противоправных отношений является краеугольным камнем внутригосударственных отношений, который затрагивает все сферы общественных отношений. Вопрос противодействия коррупции является крайне актуальным, ведь высокий уровень коррупции не только тормозит экономический рост государства, но и является сдерживающим фактором, который мешает нормальному функционированию не только системы общества в целом, но и каждого отдельного его представителя. Также об актуальности данного исследования говорит тот факт, что государство в последние годы наращивает темпы борьбы с коррупцией, ища современные и более эффективные методы противодействия, пропагандируя законность и создавая все условия для негативного отношения общества к коррупции на всех уровнях, начиная с мелких взяток и заканчивая крайне негативной оценкой коррупции на самых высоких уровнях власти. Эти меры призваны создать правовую среду, которая будет создавать все условия для минимизации уровня коррупции в Российской Федерации. Из всего вышесказанного следует, что объектом исследования курсовой работы являются общественные отношения, связанные противодействием коррупции. Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие антикоррупционную политику Российской Федерации.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Обзор антикоррупционной политики России в исторической перспективе и на современном этапе. 5
1.1 История развития антикоррупционной политики в истории России 5
1.2 Перспективы антикоррупционной политики в современной России. 11
Глава 2. Общие положения о современном российском антикоррупционном законодательстве. 19
Глава 3. Международный опыт борьбы с коррупцией на примере Республики Беларусь. 32
Заключение 39
Список литературы 40
Список литературы
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, N 31, ст. 4398. – Текст: непосредственный.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13.06.1996 N 63-ФЗ принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации, N 25, 17.06.1996, ст.2954.
3. О борьбе с коррупцией [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь 15.07.2015 г. № 305-З // Национальный правовой Интернетпортал Республики Беларусь – Режим доступа: http://www.pravo.by.
4. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27.06.2004 N 79-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, N 31, 02.08.2004, ст.3215.
5. О муниципальной службе в Российской Федерации: Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, N 10, 05.03.2007, ст.1152.
6. О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, N 52, 29.12.2008, (ч.I), ст.6228.
7. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17 января 1992 года N 2202-1 // Собрание законодательства Российской Федерации, N 47, 20.11.1995, ст.4472.
8. О системе государственной службы Российской Федерации: Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, N 22, 02.06.2003, ст.2063.
Научная литература
9. Бутков А. В. Зарубежный опыт повышения уровня антикоррупционного правосознания граждан // Актуальные проблемы экономики и права. 2015;1(33) - С. 225-232.
10. Василевич, Г.А. Правовые аспекты борьбы с коррупцией в Республике Беларусь / Г.А. Василевич // Журнал российского права – № 7 – 2012 – С. 22-26.
11. Глухова А. А., Красикова О. Г., Шпилев Д. А. Об опыте предупреждения коррупции за рубежом на современном этапе // Актуальные проблемы экономики и права. 2015;(3) - С. 195-201.
12. Жигун Л. А., Соколов М. С., Сергунова А. В. Роль молодежного инновационного предпринимательства в реализации антикоррупционной политики российской федерации // АНИ: экономика и управление. 2021. №2 (35) - С. 73-79.
13. Кирякова, И. Н. Борьба с коррупцией в Республике Беларусь: история и современное состояние // Конституционно-правовые основы противодействия коррупции как важнейшее условие обеспечения устойчивого социально-экономического равновесия: сб. мат-лов круглого стола, 4 марта 2017 г., Минск, РБ / БГУ, Юридический фак., Каф. конституционного права; редкол.: Г. А. Василевич [и др.]. – Минск: БГУ, 2017. – С. 85-90.
14. Клим А.М. Отдельные аспекты Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» / А.М. Клим // Отдел кадров –№ 5 –2007 – Режим доступа: http://otdelkadrov.by/number/2007/5/corrupcia/.
15. Королева Э. В., Волынчук Я. А., Бакунова А. Г. Моральные механизмы противодействия коррупции в органах государственной власти Российской Федерации // АНИ: экономика и управление. 2017. №4 (21) - С. 137-143.
16. Кузнецова П.Ю. Участие институтов гражданского общества в общественном антикоррупционном контроле (Российский опыт) // Технологос. 2015. №4. - С. 15-19.
17. Мартынова А. А., Дегтярева О. С. Налоговая политика 2015-2017 гг. Деофшоризация российской экономики: обзор основных концепций // Проблемы антикризисного управления и экономического развития (ПАУЭР-2016): материалы III Междунар. науч.-практ. конф. (27-31 октября 2016 г.). — Новосибирск: Изд-во СГУПСа; 2017 - С. 81-88.
18. Михайлов В. И. Некоторые направления совершенствования нормативного правового регулирования государственной антикоррупционной политики с учетом требований международных антикоррупционных договоров // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2017. №4 (65) - С. 222-227.
19. Шепелева Ю.Л. Вопросы противодействия коррупции в контексте обеспечения национальной безопасности Российской Федерации // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). 2018. №1 - С. 63-70.
20. Шорохов В. Е. Перспективы антикоррупционной политики в современной России // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2019. №1 (37) - С. 28-35.
21. Шорохов В. Е. Правосознание как антикоррупционная категория // Государственная власть и местное самоуправление. 2018;(8) - С. 50-54.
В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации», существует запрет для госслужащих в течение двух лет после увольнения со службы поступать на работу в коммерческие структуры в том случае, если отдельные функции управления этими структурами, организациями непосредственно входили в их должностные обязанности. Однако представляется, что без установления соответствующего запрета для учредителей, руководителей, членов исполнительных органов коммерческих организаций такое решение будет асимметрично и неэффективно, и поэтому необходимо контролировать не только переход государственных служащих на должности руководителей и членов исполнительных органов коммерческих организаций, но и обратный переход. Перспективным направлением является включение антикоррупционных положений в бюджетное, налоговое, земельное законодательство, законодательство о здравоохранении и образовании. Необходимо изменить правила назначения наказаний в отношении тяжких и особо тяжких преступлений. Следует отметить, что нередко лица, обвиняемые в совершении коррупционных преступлений, в том числе тяжких и особо тяжких, осуждаются условно, что не противоречит уголовному законодательству. Данный феномен противодействия «беловоротничковой» преступности уже давно известен в криминологии. В целях совершенствования нормативных основ борьбы с коррупцией предлагается внести изменения в ст. 73 УК РФ и исключить возможность назначения наказания условно лицам, осужденным за совершение тяжких и особо тяжких преступлений. Необходимо уточнить понятие коррупции. Закон определяет коррупцию через обязательный признак – получение выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера (ст. 1). Между тем, коррупция может заключаться в приобретении выгоды неимущественного характера (например, карьеризм, протекционизм). Многообразие форм коррупции предопределяет задачу дифференциации их по степени общественной опасности и установления круга коррупционных преступлений. Вопрос о том, какие преступления следует отнести к числу коррупционных, до настоящего времени является дискуссионным. Различные авторы выделяют от 9 до 80 коррупционных преступлений.