Российская Федерация – суверенное государство
Введение
Суверенитет является одной из основ конституционного строя Российской Федерации (ч. 1 ст. 4 Конституции РФ). Несмотря на то, что данный основной конституционный принцип провозглашался и ранее в советском законодательстве, после вступления в силу Конституции РФ 1993 г. он применяется в системе иных конституционных ценностей. Так, провозглашение Российской Федерации в качестве правового государства вызвало к жизни проблему соотношения принципа правового государства с принципом государственного суверенитета. Расширение самостоятельности субъектов федерации, местного самоуправления привело к кардинальной смене модели организации публичной власти. Указанное обстоятельство обусловило необходимость обновления методологических подходов к исследованию государственного суверенитета как правового феномена. В немалой степени выработка таких подходов осуществлялась непосредственно в ходе государственного строительства, в том числе судебной деятельности (прежде всего, Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ). В связи с этим по истечении полутора десятка лет с момента провозглашения обновленной российской государственности представляется важным сделать определенные выводы относительно того, каким новым смысловым содержанием наполнилась категория государственного суверенитета в отечественном конституционном праве. Провозглашенные Конституцией РФ принципы получили существенное развитие в текущем законодательстве. Соответственно, теоретического осмысления требуют вопросы нормативной детализации суверенных прав государства, их воплощения в российском законодательстве.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. СУВЕРЕНИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ПРИНЦИП КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМА 6
1.1. Понятие суверенитета и его развитие в законодательстве России 6
1.2. Конституционное закрепление государственного суверенитета 10
Глава 2. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ СУВЕРЕНИТЕТА РОССИИ 17
2.1 Проблема суверенитета субъектов Российской Федерации 17
2.2 Гарантии и защита государственного суверенитета 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
Список использованной литературы 28
Список использованной литературы
I. Правовые и иные акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (ред. 01.07.2021)
II. Специальная литература
2. Абдулатипов Р.Г., Болтенкова Л.Ф., Яров Ю.Ф. Федерализм в истории России. Кн. 3: В 2 ч. Ч. 1. М., 2018.
3. Авакьян С.А. Конституционное право России: Учеб. курс. М.: Юристъ, 2017. Т 1.
4. Алексеев С.С. Государство и право: Учебное пособие (ГРИФ) - М.: Проспект, ТК Велби. 2018. - 152 с.
5. Арбузкин А.М. Конституционное право зарубежных стран: Учебное пособие. (Серия «Institutiones») (ГРИФ) - М.: Юристь. 2018. - 666 с.
6. Валуйсков Н. В. Сущность государства в статусе органов государственной власти / Н.В. Валуйсков // Молодой ученый. — 2017. — №3. — С. 435-437.
7. Власова Т.В. Теория государства и права / Т.В. Власова. М.: Книга по Требованию, 2018. –226 c.
8. Воронченков О.С. Проблемы реализации народовластия в Российской Федерации / О.С. Воронченков // Синергия наук. 2017. № 18. − С. 1368-1373.
9. Грачев, Н.И. Происхождение суверенитета. Верховная власть в мировоззрении и практике государственного строительства традиционного общества. Древний мир. Средневековье. Новое время / Н.И. Грачев. - Москва: Гостехиздат, 2018. - 877 c.
10. Грачев, Н.И. Происхождение суверенитета. Верховная власть в мировоззрении и практике государственного строительства традиционного общества: Древний мир. Средневековье. Новое время / Н.И. Грачев. - Москва: Мир, 2018. - 414 c.
11. Ефремов, А.А. Защита государственного суверенитета Российской Федерации в информационном пространстве. Монография / А.А. Ефремов. - М.: Норма, 2017. - 378 c.
12. Красинский, В.В. Защита государственного суверенитета. Монография: моногр. / В.В. Красинский. - М.: Норма, 2018. - 107 c.
13. Леонтьев, Михаил Идеология суверенитета. От имитации к подлинности: моногр. / Михаил Леонтьев. - М.: Книжный мир, 2018. - 264 c.
14. Пантин, И. Демократия и суверенитет. Многообразие исторического опыта / И. Пантин. - М.: Идея-Пресс, 2019. - 460 c.
15. Порфирьев, А. И. Национальный суверенитет в правовой природе российского федерализма / А.И. Порфирьев. - М.: Книгодел, 2018. - 296 c.
16. Порфирьев, А.И. Национальный суверенитет в правовой природе российского федерализма: монографиямоногр. / А.И. Порфирьев. - М.: Книгодел, 2018. - 359 c.
17. Рябинин, А.Л. Государственный суверенитет vs. право наций на самоопределение. Сборник научных статей / А.Л. Рябинин. - М.: Государственный университет - Высшая школа экономики (ГУ ВШЭ), 2019. - 941 c.
18. Чиркин, В.Е. Наднациональное право и государственный суверенитет (некоторые проблемы теории) / В.Е. Чиркин. - М.: Норма, 2017. - 1000 c.
В целях защиты и сохранения государственного суверенитета России для обеспечения реализации функций Президента по управлению государством, формированию внутренней, внешней и военной политики в области безопасности. Указом Президента РФ №547 от 3 июня 1992 г. был образован Совет безопасности РФ. Важная роль в охране государственного суверенитета России отводится правоохранительным органам. Именно на правоохранительные органы государством возложены полномочия по применению специальных средств воздействия в случае неисполнения актов государственной власти и управления. Особая роль в обеспечении верховенства государственной власти, на всей территории, как одного из основных юридических свойств государственного суверенитета, а соответственно и защите суверенитета России отведена Конституционному Суду РФ, который разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов и других нормативных актов органов государственной власти и управления РФ; конституций, уставов субъектов РФ, их законов и других нормативных актов, изданных по вопросам ведения органов государственной власти РФ и совместного ведения органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ, не вступивших в силу международных договоров РФ. Итак, защита Российской Федерации и ее государственного суверенитета осуществляется в различных формах: военной - Вооруженными Силами РФ, которые защищают ее государственные интересы и территориальную целостность; дипломатической - Президентом и Правительством России, а также государственными органами, которые руководят различными отраслями управления.