Психологические особенности трудных детей и их диагностика
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность: на первых этапах своей карьеры учитель сталкивается со многими проблемами, одной из ключевых из которых является сложность установления хороших рабочих и человеческих отношений с учениками. Эта проблема особенно остро стоит при работе с трудными детьми. При неблагоприятных условиях такие учащиеся могут нарушить всю нормальную работу в классе.
Когда говорят о трудных подростках, под ними понимают в первую очередь тех, чье поведение нетипично и не вписывается в установленные социальные нормы, нарушая их. Детей, чье поведение трудно исправить, называют «трудными». Данный тип поведения называется девиантным. При отсутствии надлежащего исправления такого поведения, у детей развивается неправомерное поведение, то есть поведение, которое нарушает существующие правовые нормы. Спектр таких расстройств очень широк, от раннего алкоголизма до попыток самоубийства.
Трудные подростки обычно существенно отличаются от своих сверстников по своим личностным качествам.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………..................... 3
1 Теоретические изучения психологических особенностей трудных детей и их диагностика.…………...……………………………………... 6
1.1 Основные особенности психологии «трудных» детей..…………… 6
1.2 Факторы, влияющие на личностное развитие «трудных» детей…..
1.3 Исследовательские работы по изучению психологии «трудных» детей……………….……………………………………………….…. 11
15
2 Методические аспекты организации работы с «трудными» детьми на основе их психологических особенностей….……….............................. 21
2.1 Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП)………………………………………………..….... 21
2.2 Организация помощи «трудным» детям на основе психологических особенностей………...……………….....………... 27
Заключение…………………………………………………………………..... 32
Список использованных источников............................................................... 34
Приложение
Список использованных источников
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. вузов Г. С. Абрамова. – Москва: Академический проект, 2014. – 704 с. – ISBN 978-582-910-101-5
2. Андреева, Г. М. Социальная психология: учебник для вузов / Г. М. Андреева. – Москва: Аспект Пресс, 2015. – 363 с.– ISBN 978-5-7567-0274-3
3. Айзенк, Г.Ю. Вильсон Г. Как измерить личность / Пер. с англ. А.Белопольский. – М.: ООО «Когито-Центр», 2000. – 283 с. – Пер. изд.: Know Your Own Personality / Hans Eysenck, Glenn Wilson. – Penguin Books, [1976 ©1975]. ; ISBN: 5-89353-028-4
4. Батаршев, А. В. Психодиагностика пограничных расстройств личности и поведения / А.В. Батаршев. – М. : Изд-во Ин-та психотерапии, 2004. – 319, [1] с. : граф.; 22 см. – (Золотой фонд психотерапии).; ISBN 5-89939-082-4
5. Бодалев, А. А. Личность и общение / А.А. Бодалев. – Москва: Педагогика, 2013. – 272 с. – ISBN 5-87977-023-3
6. Батаршев, А. В. Диагностика темперамента и характера / А. В. Батаршев. – 2-е изд., перераб. – Санкт-Петербург : Питер, 2007. – 362 с. : ил., табл.; 21 см. – (Практическая психология).; ISBN 978-5-91180-484-8
7. Баженов, В. Г. Психологические механизмы коррекции девиантного поведения школьников / В. П. [т. е. Г.] Баженов, В. Г. [т. е. П.] Баженова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 347 с.; 21 см. – (Высшее образование).; ISBN 978-5-222-10873-4
8. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. – Москва: Изд-во МПСИ, 2015. – 390 с. – ISBN: 5-89502-210-3
9. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. В. Мещеряков, В. Зинченко. – Санкт-Петербург: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2013. – 672 с.
10. Бороздина Г. В. Основы педагогики и психологии, 2-е изд. – Москва: Издательство Юрайт, 2017. – 477 с. – ISBN 978-5-534-05533-7
11. Бурлачук, Л. Ф. Словарь-справочник по психодиагностике: 3-е изд. / Л.Ф. Бурлачук. – Санкт-Петербург. – 2008. – 688 с. – ISBN 978-5-17-059582-2
В общении со сверстниками происходит проигрывание самых разных сторон человеческих отношений, построение взаимоотношений, основанных на «кодексе товарищества», реализуется стремление к глубокому взаимопониманию [29].
Интимно-личное общение со сверстниками – это деятельность, в которой происходит практическое освоение моральных норм и ценностей. В ней формируется самосознание как основное новообразование психики. Часто даже в основе ухудшения успеваемости лежит нарушение общения со сверстниками.