Психологические особенности гиперактивных детей младшего школьного возраста.
Введение.
Одна из наиболее частых причин обращения к психологу в младшем школьном возрасте– синдром гиперактивности. Это показывает актуальность темы и потребность в ее изучении. Стоит отметить, что данная проблема является комплексной: медицинской, психологической и педагогической.
По данным различных авторов распространенность СДВГ колеблется от 1-3 до 15-20%. У детей школьного возраста частота составляет 3-5%. В США – 4-13%, в Великобритании – 1-3%, в Германии – 9-18%, в Италии – 3-10%, в Чехословакии – 10-12%, в Китае – 1-13%, в Австралии – 7-10%. Авторы приводят данные без учёта возраста, что существенно затрудняет их сравнительный анализ[10]. Статистику людей с СДВГ в России не ведут. Министерство здравоохранения России, опираясь на исследования врачей, может назвать лишь примерный процент обладателей синдрома дефицита внимания и гиперактивности относительно населения страны.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Психологические особенности гиперактивных детей младшего школьного возраста………………………………………………………….…5
1.1. Психологические особенности младших школьников…………………5
1.2.Теоретические аспекты понятия гиперактивности и дефицита внимания………………………………………………………………………....8
1.2.1. Взгляды и теории отечественных и зарубежных психологов в исследованиях гиперактивности………………………………………………10
1.3. Психологические особенности детей с гиперактивностью……………13
1.3.1. Причины гиперактивности. Признаки гиперактивности………….…..16
1.3.2. Диагностика гиперактивности………………………………………….19
1.4 Психокоррекционная работа с гиперактивностью……………………….22
Заключение…………………………………………………………………...…..25
Список литературы………………………………………………………………26
Список литературы
Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. – СПб.: Питер, 2008. - 400 с. Режим доступа: https://sdo.mgaps.ru/books/K4/M5/file/4.pdf.
Брязгунов И. П. «Беседы о здоровье школьников: Кн. для учителей и родителей"–М.: Просвещение, 1992, с. 5–14.
Брязгунов, И.П., Касатикова, Е.В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях [Текст] / И.П. Брязгунов, Е.В. Касатика. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 96 с. Режим доступа: https://cpprk6.ru/images/16-17/psiholog/neposedlivyj_rebenok.pdf.
Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике [Текст]: методическая литература / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. - СПб.: Питер, 2004. - 520 с. Режим доступа: https://ipk.brsu.by/wp-content/uploads/2020/05/Психодиагностика_Бурлачук-Л.Ф_Учебник_2006-351с.pdf.
Винокуров, Л.Н. Основы педагогической диагностики и профилактики нервно-психических нарушений у детей и подростков [Электронный ресурс] / Л.Н. Винокуров // Электронный каталог библиотеки ФГБОУ ВО МГППУ. Дата посещения: 15.03.2022. Режим доступа: http://lib.mgppu.ru/opacunicode/index.php?url=/notices/index/IdNotice:18383/Sou rce:default.
Власова, Т.А. Учителю о детях с отклонениями в развитии [Электронный ресурс] / Т.А. Власова, М.С. Певзнер // Электронная педагогическая библиотека. Дата обращения: 02.03.2022. Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/6/0192/6_0192-1.shtml.
Выготский, Л. С. Кризис семи лет [Текст] / Л. С. Выготский // Собр. соч.: в 6 т. – М.: Педагогика, 1984 – Т. I. – 376 – 385 с.
Жмуров, В. А. Большая энциклопедия по психиатрии / В. А. Жмуров. – 2-е изд. – М.: Джангар, 2012. – 864 с.д. А. В. Петровского. − М.: ПЕР СЭ, 2005. − 176 с. Режим доступа: https://psychoreanimatology.org/download/books/zhmurov_psihopatologia_1_2.pdf.
Заваденко H.H., Петрухин А.С., Соловьев О.И. Минимальные мозговые дисфункции у детей. — M., 1997. — 270 с. Режим доступа: https://psyjournals.ru/files/82612/autdd_2006_n2.pdf.
Тогда было введено название болезни «синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)» и уточнены ее симптомы. Строгие критерии помогли стандартизировать методику диагностирования детей с подозрением такого заболевания и дали возможность сравнивать получаемые данные в разных странах.
Путем исследований ученые выяснили, что причиной нарушений поведения выступает дисбаланс процессов возбуждения и торможения в нервной системе. Был локализован участок, «ответственный» за данную проблему – ретикулярная формация. Этот отдел центральной нервной системы "отвечает" за двигательную активность и выраженность эмоций, воздействуя на кору больших полушарий. Вследствие различных органических повреждений ретикулярная формация может быть в перевозбужденном состоянии, и поэтому ребенок становится расторможенным.