Защита прав гражданина – потребителя при реализации договоров розничной купли – продажи
Введение
Одним из самых актуальных и распространенных договоров, являющимся средством удовлетворения потребностей граждан выступает договор розничной купли – продажи. Институт купли – продажи выступает одним из основных институтов гражданского права. Ежедневно граждане приобретают разного рода услуги и совершают определенное количество покупок, выступая участниками финансовых отношений, среди которых договор продажи товаров в розницу очень популярен. Существует достаточно много недобросовестных продавцов, изготовителей, относительно большое количество потребителей не всегда осведомлено или знает о своих правах и способах их защиты, в связи с этим, тема защиты потребителей при реализации договоров розничной купли – продажи весьма актуальна.
Объект – общественные отношения, связанные с защитой прав гражданина – потребителя при реализации договоров розничной купли – продажи.
Содержание
Введение3
1Общая характеристика договора розничной купли – продажи5
1.1 Понятие и правовая природа договора розничной купли – продажи5
1.2 Содержание договора розничной – купли продажи9
2Способы защиты прав потребителей в правоотношениях, вытекающих из договора розничной купли – продажи16
2.1 Понятие «потребитель» и его правовой статус16
2.2 Механизм защиты прав гражданина – потребителя при реализации договоров розничной купли – продажи23
Заключение32
Список использованных источников и литературы34
Список использованных источников и литературы
Нормативно – правовые акты
Конституция Российской Федерации : принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. [с учетом поправок, внесенных Законами Рос. Федерации о поправках к Конституции Рос. Федерации от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 дек. 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февр. 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11- ФКЗ, от 14 марта 2020 №1-ФКЗ] // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2020. — № 31. — Ст. 4398.
Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 2 : Федеральный закон от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ : принят Гос. Думой 22 декабря 2002 г. : [в ред. от 01 июля 2021 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – № 5. – Ст. 410.
О защите прав потребителей : Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 : [ред. от 11 июня 2021 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – № 3. – Ст. 140.
О качестве и безопасности пищевых продуктов : Федеральный закон от 2 января 2000 г. № 29 – ФЗ : принят Гос. Думой 1 декабря 1999 г. : одобрен Советом Федерации 23 декабря 1999 г. : [ред. от 13 июля 2020 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2000. – № 2. – Ст. 150.
Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации : Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. № 381 – ФЗ : принят Гос. Думой 18 декабря 2009 г. : одобрен Советом Федерации 25 декабря 2009 г. : [ред. от 16 февраля 2022 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2010. – № 1. – Ст. 2.
Потребитель – это гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
В Законе «О защите прав потребителей» определяется, что потребителем выступает только гражданин, а в соответствии с гражданским законодательством, можно сделать вывод, что покупателем является и юридическое лицо, которое может приобретать товар не для предпринимательской деятельности, но в таком случае, на юридическое лицо – покупателя не распространяются нормы о защите прав потребителей.
Данная позиция подтверждается практикой Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.