Роль темперамента в трудовой и учебной деятельности
Введение
Актуальность темы. Каждому человеку свойственна индивидуальность, которая оказывает большое влияние на его поведение, отношения, деятельность. Нам известно, что строение кожного покрова на ладонях у каждого человека абсолютно индивидуально. Так и личность каждого человека уникальна и неповторима. Уже на ранней стадии развития ребенка обнаруживаются индивидуальные особенности психики. Эти особенности весьма консервативны и устойчивы. Если оглянуться вокруг, можно заметить, что одни из нас более сообразительны, подвижны, веселы, стремятся к лидерству, а другие медлительны, робки и молчаливы. Именно в этих особенностях и проявляется темперамент. А лучше всего понаблюдать за человеком в различных видах деятельности - трудовой, игровой или учебной, именно здесь темперамент заиграет разными красками.
Оглавление
Введение 3
Глава 1 История и понятие темперамента 5 1.1 Типологии темперамента 6
1.2 Характеристика и свойства темперамента 15
Глава 2 Отражение темперамента на трудовой и учебной деятельности человека 23
Глава 2.1 Значение темперамента в индивидуальном стиле деятельности 26
Заключение 28
Список литературы 30
Список литературы
Батаршев А.В. Темперамент и характер: Психологическая диагностика. — Москва, 2001г., 336 с.
Ефимова, Н. С. Основы общей психологии — Москва, 2021г., 288 с.
Ильин Е. П.: Психология индивидуальных различий. — Санкт-Петербург, 2011г., 701с.
Кречмер Э. Строение тела и характер. — Москва - Петроград, 1924г., 283 с.
Кураев Г.А., Пожарская Е.Н., Психология человека — Ростов-на-Дону, 2002г., 232с.
Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов. — Санкт-Петербург, 2008г., 583с.
Мерлин В. С. Собрание сочинений. Том 3: Очерк теории темперамента. — Пермь, 2007г, 276с.
Небылицын В.Д. Темперамент. Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. — Москва, 2006., 776с.
Немов Р.С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии. - 3-е изд. — Москва, 2003г., 688с.
Псядло Э. М. Темперамент и характер в истории медицины и психологии. — Одесса, 2019г., 394с.
Рогов Е.И., Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования. — Москва, 2000г., 448с.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — Питер, 2002г., 720с.
Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. — Москва, 1982г., 231с.
Юнг К.Г. Психологические типы. — Минск, 2017г., 528с.
Щербатых Ю. В. Общая психология. — Питер, 2008г., 272с.
Говоря о наличии определенной закономерности в образовании индивидуальных различий, И. П. Павлов выдвинул предположение о том, что они не могут быть объяснены только лишь разнообразием экспериментальных ситуаций и что в их базовых принципах лежат некоторые фундаментальные свойства нервных процессов — возбуждения и торможения. Давая физиологическое объяснение различным типам поведения (темперамента), И. П. Павлов установил различные типологические особенности проявления свойств нервной системы и определил связь между типами темперамента и типами высшей нервной деятельности.
В окончательном виде он пришел к следующей типологии:
Холерический тип (безудержный): сильная неуравновешенная нервная система.
Сангвинический тип (уравновешенный): сильная уравновешенная подвижная нервная.
Флегматический тип (инертный): сильная уравновешенная инертная нервная система.
Меланхолический тип (слабый, тормозный): слабая нервная система.