Контроллинг как механизм повышения эффективности управления общественными финансами
Не найдено
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Основы контроллинга в управлении общественными финансами
1.1. Теоретические основы контроллинга
1.2. Нормативное правовое и организационное обеспечение контроллинга
1.3. Зарубежный опыт контроллинга
2. Практика контроллинга в управлении общественными финансами
2.1. Анализ организации и информационного обеспечения контроллинга
2.2. Анализ контроллинга во взаимосвязи с применяемыми инструментами управления общественными финансами
2.3. Оценка эффективности контроллинга
Глава 3. Предложения по совершенствованию контроллинга как механизма повышения эффективности управления общественными финансами
Заключение
Список использованных источников
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные правовые акты
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. – № 31. – Ст. 3823.
2. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
3. Об утверждении Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита и о внесении изменения в пункт 1 Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2014 г. № 89: постановление Правительства РФ от 17.03.2014 г. № 193 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2014. – № 12. – Ст. 1290.
4. Об аудиторской деятельности в Российской Федерации (вместе с Временными правилами аудиторской деятельности в Российской Федерации): указ Президента РФ от 22.12.1993 г. № 2263 (утратил силу) // Собрание актов Президента и Правительства РФ. – 1993. – № 52. – Ст. 5069.
5. О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации (вместе с Правилами обмена квалификационных аттестатов аудитора, выданных в установленном порядке до вступления в силу Федерального закона Об аудиторской деятельности, на аттестаты, предусмотренные указанным Федеральным законом): постановление Правительства РФ от 06.02.2002 г. № 80 (утратило силу) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 6. – Ст. 583.
6. О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий, международных объединений и организаций СССР и других стран-членов СЭВ: постановление Совмина СССР от 13.01.1987 г. № 48 (утратило силу) // Свод законов СССР. – Т. 9. – С. 50-9.
7. О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий с участием советских организаций и фирм капиталистических и развивающихся стран: постановление Совмина СССР от 13.01.1987 г. № 49 (утратило силу) // Свод законов СССР. – Т. 9. – С. 50-20.
8. Об иностранных инвестициях в РСФСР: закон РСФСР от 04.07.1991 г. № 1545-1 (утратил силу) // Ведомости СНД и ВС РСФСР. – 1991. – № 29. – Ст. 1008.
Научная литература
9. Алексеенко A.M. Основные элементы построения системы контроллинга на предприятии и разработка механизма блока оценки организационной системы контроллинга // Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы. – 2016. – № 3. – С.17–19.
10. Бескоровайная Н. Н., Кравченко Е. Н., Карабинцева С. А. Теоретические и методологические основы контроллинга в современной организации // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2021. – № 11. – С. 30–37.
11. Борисова Е.С., Суворова И.Э. Контроллинг как инструмент повышения эффективности государственного сектора // Эффективное государственное управление и аудит эффективности: сборник статей участников V Международного форума Финансового университета. – М.: Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, 2019. – С. 37–46.
12. Вольская Е.М., Яркова Н.И., Сорока Е.В. Теоретические основы процесса контроллинга // Экономика строительства и городского хозяйства. – 2018. – № 2. – С. 109–115.
13. Гладченко Т.Н. Взаимосвязь контроллинга и эффективности государственного управления [Электронный ресурс]. URL: http://www.rusnauka.com/23_D_2009/Gosupravlenie/49384.doc.htm (дата обращения: 30.03.2022).
14. Данилочкина Н. Контроллинг: концептуальный подход к управлению. URL: https://upr.ru/article/kontrolling-konceptual-nyj-podhod-k-upravleniyu (дата обращения: 23.03.2022).
15. Дедков Е.П. Бюджетный учет: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 1983. – 232 с. URL: https://rusneb.ru/catalog/002072_000044_ARONB-RU_Архангельская+ОНБ_ DOLIB_657.22:336.12(075_Д+262-243509 (дата обращения: 23.03.2022).
16. Дубовик А.В., Ерженин Р.В. Перспективные направления развития бухгалтерии организаций сектора государственного управления // Финансовый журнал. 2017. №2 (36). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivnye-napravleniya-razvitiya-buhgalterii-organizatsiy-sektora-gosudarstvennogo-upravleniya (дата обращения: 20.12.2020).
17. Жилина Н.Н. Зарубежные модели контроллинга и возможности их применения в России // Международный бухгалтерский учет [Электронный ресурс]. URL: https://wiseeconomist.ru/poleznoe/67510-zarubezhnye-modeli-kontrollinga-vozmozhnosti-primeneniya-rossii (дата обращения: 30.03.2022).
18. Иванов C.C. Внедрение контроллинга в организации: этапы и типичные ошибки // Студенческий научный форум. – М., 2017 [Электронный ресурс]. URL: https://scienceforum.ru/2017/article/2017035667 (дата обращения: 30.03.2022).
19. Контроллинг vs. Контроль: мнение практика. Интервью с Владимиром Соболевым. URL: https://ipps.hse.ru/news/222512127.html (дата обращения: 23.03.2022).
20. Королев В.А., Калашников А.А., Передереева Е.В. Анализ концептуальных основ контроллинга: понятие, сущность, методы и инструменты // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: экономика и управление. – 2018. – № 3. – С. 30–35.
21. Липатова И.В. Принципы контроллинга в деятельности субъектов государственного сектора экономики // Управленческий учет. – 2021. – № 9-3. – С. 828–833.
22. Мандражи З.Р. Внедрение контроллинга на торговом предприятии: этапы и типичные ошибки // Проблемы и перспективы экономических отношений на пространстве ЕАЭС: сборник статей Международной научно-практической конференции. – Самара, 2018. – С.111–114.
23. Мандражи З.Р. Финансовый контроллинг как новая концепция в системе управления предприятием // Национальные экономические системы в контексте формирования глобального экономического пространства: сборник научных трудов. – Симферополь, 2019. – С. 168–172.
24. Нагуманова P.B., Сабирова А.И. Контроллинг как современный метод управления субъектами различных сфер деятельности. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2016. – 82 с.
25. Никитина Е. Б., Жуковская С. Л. Управление затратами и контроллинг : учеб. пособие / Е. Б. Никитина, С. Л. Жуковская. – Пермь, 2019. – 129 с.
26. Орлов А.И. Контроллинг явный и контроллинг скрытый // Контроллинг. – 2018. – № 69. – С. 28–33.
27. Пушкарева Н.А., Сорока Е.В. Зарубежный опыт развития систем контроллинга: история и современность // Экономика строительства и городского хозяйства. – 2018. – № 4. – С. 315–320.
28. Рудычев А.А. Международная практика контроллинга (немецкая и американская модели) // Молодой ученый [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/archive/65/10469 (дата обращения: 30.03.2022).
29. Савина Н.В. Современные тенденции развития контроллинга в государственном секторе // Управленческий учет. – 2021. – № 9-3. – С. 765–772.
30. Соколова O.H. Контроллинг в менеджменте российских организаций // Известия Алтайского государственного университета. – 2015. – №2-1 (86). – С.177–180.
31. Федченко Е.А., Коновалова С.А. Новые методологические подходы к формированию системы контроллинга в государственном секторе // Управленческий учет. – 2021. – № 9-3. – С. 789–797.
32. Эльяшева Д.В. Теоретико-методологические подходы к изучению контроллинга // Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. – 2018. – № 51. – С. 202–207.
33. Юсупова С.Я. Западный опыт внедрения системы контроллинга // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. – 2017. – № 6 (100). – С. 11.
34. Ясенева, О.Ю. Модель внедрения системы контроллинга на предприятии / О.Ю. Ясенева // Modern Economy Success. – 2019. – №1. – С.137–145.
Как отмечает М.А. Котоян, «важнейшим этапом в создании общегосударственной системы государственного финансового контроля является выработка и принятие единой концепции государственного финансового контроля как системы общепринятых взглядов на цели, способы, формы и задачи государственного финансового контроля, решение которой носит значительный характер для усовершенствования данного института». В условиях современных экономических преобразований необходимо построение единой и эффективной системы государственного контроля, создание действенной системы государственных финансов, реализация успешной экономической политики страны. Повышение эффективности ГФК возможно при своевременном решении организационно-структурных вопросов, касающихся финансового контроля, совершенствовании правового регулирования статуса органов и организационной структуры государственного контроля, успешном внедрении результатов научных исследований. Контроль за различными сферами общественной жизни является одним из главных направлений деятельности органов государственной власти. Финансовый контроль охватывает своим воздействием общественные отношения, возникающие в сфере бюджетной деятельности государства, т.е. в процессе образования, распределения и использования определенных фондов денежных средств. Механизм управления государством посредством централизованной аккумуляции финансовых ресурсов и организации процесса их перераспределения требует создания четкой системы финансового контроля, способной обеспечить законность финансовой деятельности государства и оценить ее эффективность и целесообразность. Проблемы обеспечения единства системы финансового контроля в современной действительности занимают ключевое место. Принятые поправки в Бюджетный кодекс РФ не смогли решить такую актуальную проблему, как законодательное обеспечение системы государственного финансового контроля в России. В нынешних условиях существуют факторы, ограничивающие действенность государственного финансового контроля в Российской Федерации.