Социальное управление на догосударственной стадии развития общества
Введение
В последние время знания людей о первобытном обществе, этапах и тенденциях его развития существенно обогатилось. Так как успех нахождения древних материалов (предметов) с помощью современных инструментов и «последнего слова» техники в области археологии и этнографии приобрел новый уровень познания. Ведь еще в начале XX века историческое знание об общественном развитии охватывало период только в три тысячи лет, а все, что было до этого, определялось как предыстория из-за отсутствия письменных и других надежных источников. Актуальность данного исследования заключается в том, что отсутствие источников в письменной форме не мешает исследователям в двадцать первом веке находить новые факты, о древнем человеке, ведь именно обряды, обычаи, мифы играли одну из важнейших ролей в развитии социальных норм в древнем обществе, в том числе правовые. Вопрос о формировании нормативной системы в первобытном обществе оставался актуальным на протяжении многих десятилетий. Ученые разных стран мира уже давно разрабатывают концепции, объясняющие процесс возникновения, развития и функционирования социальных норм, рационализирующих отношения между членами первобытных коллективов. Социальные регуляторы догосударственного периода позволяли первобытным людям освободить свой психический потенциал от страха, тревоги пред окружающим миром и направить ее на производительную деятельность, создавали условия для установления в обществе стабильных отношений.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Особенность развития первобытного общества 5
Глава 2. Формы социального управления на догосударственной
стадии развития общества 10
Глава 3. Социальные нормы в первобытном обществе 14
Заключение 19
Библиографический список 21
Библиографический список
Книги
1. Першиц А. И., Монгайт А. П., Алексеев В. П. История первобытного общества М,г. 1982. №3. С.3
2. Матузов Н. И. , А. В. Малько Теория государства и права //Дело РАНХиГС. М, г. 2017. №5.С.32
3. Зимовец Л. Г. Актуальные проблемы культурологии. М, г. 2021. С.18
4. Коваль, Т. Б. Религия и экономика: труд, собственность, богатство // Высшая школа экономики. М, г. 2014. С.16
5. Горелов, А. А. , Горелова Т. А. Этика: учебное пособие. М, г. 2016. №5. С.13.
6. Тутов Л. А. Исторические инварианты человека социологического. Человек в дорыночной экономики // Экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. М, г. 2017. С. 284.
7. В.В. Кожевников, Рыбаков В.А. Теория государства и права. Омск, г. 2015.С.20.
8. Ф. Энгельс Происхождение семьи, частной собственности и государства // пер. с нем. Азбука, Азбука – Аттикус. СПб, г. 2020. С. 136.
9. Малько А.В Теория государства и права в вопросах и ответах // Дело РАНХиГС . М, г. 2019 № 5. С.36.
10. Першиц А. И., Монгайт А. П., Алексеев В. П. История первобытного общества М,г. 1982. №3. С. 143.
11. Вишневский, А. Г. Демографическая история и демографическая теория// Высшая школа экономики. М, г. 2019. С.66.
12. Муромцев Г.И. Юридическая техника на заре культуры // Юридическая техника. М.г. 2016. № 10. С. 198-205.
13. Зимовец Л. Г Актуальные проблемы культурологии // ФЛИНТА. М, г.2021. С. 69.
14. Токарев С.А Ранние формы религии: Антропология религии. М, г. 1990.С.153.
15. Байбурин А.К., Топорков А. Л У истоков этикета// Этнографические отчерки. Ленинград, г.1990. С.110.
16. Самыгин С.И., Нечипуренко В.Н., Полонская И.Н. Религиоведение: социология и психология религии. Ростов-на-Дону, г. 1996. С.658-659.
Статьи
1. Артемьева А. А К вопросу о ритуале: этимология и понятие // Вестник Московского университета МВД России. М, г. 2010 № 7.
Поведение первобытных людей регулировалось по определенной формуле: «нельзя-можно-должно»; «нельзя» – это запреты и табу; «можно» - это зачатки моральных правил; «должно» – обычаи, традиции, зачатки права. Как подчеркивал Зимовец «Для первобытной модели характерно гармоническое включение события индивида в событийную целостность, естественное сочетание всех трех способов трансляции социокультурных ценностей – непосредственно («делай как я»), нормативного («делай так») и ценностного («делай добро в соответствии с моделью мира») . В чем это заключалось? Существует несколько разделений монорм такие как: ритуал, обычай, табу, подобие морали и традиции. Целью таких норм было поддержание и сохранение кровнородственной семьи. Как отмечает в своей статье Артемьева: «Ритуал - это одиночное или коллективное действие, повторяющее сакральный акт из мифологического сюжета и имеющее космическое значение ». Он служит моделью, базовым примером того, как необходимо поступать для того, чтобы получить желаемый результат. Ритуал упорядочивает внутреннее пространство, создает необходимое состояние для выполнения определенных действий - концентрацию, отрешенность от повседневного или личного «Я».