Формирование массового сознания в новостной телепередаче «Вести Татарстан» на канале ГТРК «Татарстан»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. XXI век – эпоха информационного общества, где знания и коммуникация играют большую роль. Именно поэтому без средств массовой информации (СМИ) не обходится ни один современный человек. СМИ умело пользуются этим, и в руках у них сильное оружие – психологическое влияние на сознание и подсознание человека. На сегодняшний день СМИ формируют общественное мнение, вопреки своей основной функции – отражать его. Поэтому вопрос исследования манипулирования масс-медиа общественным сознанием вполне актуален. Степень изученности темы. Основы формирования массового сознания в новостных телепередачах ранее были изучены и проработаны такими авторами, как Кузнецов Г.В., Цвик В.Л., Муратов С.А. В то же время, вопрос специфики формирования принципов формирования сознания в структуре новостных программ государственного телеканала исследуется и анализируется впервые. Целью данной работы является определение специфики формирования массового сознания в новостные телепередачи «Вести Татарстан» на канале ГТРК Татарстан.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО И СМИ 5
1.1 Функции СМИ и определение массового сознания 5
1.2 Методы влияния СМИ на человеческое сознание 11
ГЛАВА II. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ СОЗНАНИЯ В НОВОСТНОЙ ТЕЛЕПЕРЕДАЧЕ «ВЕСТИ ТАТАРСТАН» НА КАНАЛЕ ГТРК ТАТАРСТАН 16
2.1 Особенности развития регионального телевидения 16
2.2. Принципы формирования сознания в новостной телепередаче «Вести Татарстан» на канале ГТРК Татарстан 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29
ПРИЛОЖЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Березкина О.П. Социально−психологическое воздействие СМИ / О.П. Березкина. − М.: Академия, 2016. – 240 с.
2. Блэк С. Паблик Рилейшнз / С. Блэк – М.: Сирин, 2013. – 202 с.
3. Богданов Е.Н. Психологические основы «Паблик рилейшнз» / Е. Н. Богданов, В. Г. Зазыкин – СПб.: Питер, 2014. – 204 с.
4. Бориснев С.В. Социология коммуникации / С.В. Бориснев. − М.: «Юнити», 2013 – 269 с.
5. Бригз А.Б, Кобли П. Медиа / А.Б. Бригз, П. Кобли. − М.: «Юнити», 2016 − 377 с.
6. Винтерхофф−Шпурк П. Медиапсихология / П. Винтерхофф−Шпурк. − Харьков: Гуманитарный центр, 2007. − 39 с.
7. Воронова Ю.С. Реклама и мы. Психологические способы, или как нас «достают» / Ю.С. Воронова. – М.: ЭКО. Всероссийский экономический журнал, 2014. – №8. – с.81-93.
8. Ворошилов В.В. Теория и практика массовой информации Ворошилов В.В. − СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2016. − 49 с.
9. Грошев И.В. Гендерные образы рекламы / И.В. Грошев. − М.: Научный журнал: Вопросы психологии. 2018. − №6 – с.89−97.
10. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. − М.: ЧеРо, 2017. – 344 с.
11. Ефимов Д.К. Терминосфера СМИ / Д.К. Ефимов. − Екатеринбург: «Атмосфера», 2018. – 223 с.
12. Зелинский С.А. Манипуляция массами и психоанализ / С.А. Зелинский. − СПб.: Издательско-торговый дом «Скифия», 2016. – 248 с.
13. Землянова Л.М. Коммуникативистика / Л.М. Землянова. − М.: Московский университет, 2018. − 416 с.
14. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием / С.Г. Кара-Мурза. − М.: Изд−во Эксмо, 2018. − 832с.
15. Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей / Пер. с англ./Общ. ред. и предисл. В.П. Зинченко, Ю.М. Жукова. − М.: Прогресс, 2020. − 720 с.
16. Каширская И.К. Социально−психологический анализ основных источников информации и процесс гендерной социализации / И.К. Каширская. − М.: Научный журнал: Вопросы психологии, 2016. − №6. – с.18−23.
17. Катлип, С.М. Паблик рилейшенз / С. М. Катлип, А. Х. Сентер, Г. М. Брум – М.: Вильямс, 2019. – 624 с.
18. Китчен, Ф. Паблик рилейшнз. Принципы и практика / Ф. Китчен – М.: ЮНИТИ, 2018. – 454 с.
19. Киселев А.Г. Теория и практика массовой информации / А.Г. Киселев − М.: «Конус», 2019 − 432 с.
20. Кноринг В.И. Теория, практика и искусства управления: Учебник для вузов по специальности «Менеджмент» / В.И. Кноринг. − М.: Издательская группа НОРМА-ИНФАМ, 2019. – 528 с.
21. Кондратьев Э.В. Связи с общественностью. Практикум / Э. В. Кондратьев – М.: Академический проект, 2016. – 192 с.
22. Корпоративная культура: Учебное пособие / Г.Л. Хаета. – К.: Центр учебной литературы, 2017. – 403 с.
23. Королько В. Г. Основы паблик рилейшнз / В. Г. Королько. – М.: Рефл−бук. 2015. – 528 с.
24. Котлер Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер. – М.: Прогресс, 2018. – 570 с.
25. Кривоносов А.Д. Основы теории связей с общественностью / А.Д. Кривоносов, О.Г. Филатова, М.А. Шишкина. – СПБ.: Питер, 2018. – 384 с.
26. Кричевский Р.Л. Если вы руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе / Р.Л. Кричевский. − М.: Издательство «Дело» (Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации), 2018. − 352 c.
27. Крылов А.А. Психология / А.А. Крылов. − М.: «Проспект», 2019. − 486 с.
28. Куай Ч. Как научиться читать по лицам / Ч. Куай. − М.: Издательство «АСТРЕЛЬ», 2018. – 392 с.
29. Кузнецов В.Ф. Связи с общественностью: Теория и технологии / В.Ф. Кузнецов. – М.: Аспект Пресс, 2018. – 512 с.
30. Ладанов И.Д. Практический менеджмент. Психотеника управления и самотренировки / И.Д. Ладанов – М.: Корпоративные стратегии, 2019. – 496 с.
31. Лебедев-Любимов А.Н. Психология рекламы / А.Н Лебедев-Любимов. − СПб.: «Питер», 2017. − 384 с.
32. Маклаков А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. − М.: «Питер», 2018 − 243 с.
33. Марков А.П. Проектирование маркетинговых коммуникаций: Рекламные технологии. Связи с общественностью. Спонсорская деятельность
34. / А.П. Марков. – СПб.: СПбГУ, 2015. – 544 с.
35. Маслова Е.Л. Психология и этика менеджмента и бизнеса: Учебное пособие / Е.Л. Маслова, А.К. Семенов. – М.: Издательско−торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. – 272 с.
36. Маркони, Дж. PR Полное руководство / Дж. Маркони – М.: Вершина, 2016. – 256 с.
37. Мещерякова С.Ю. Ваш имидж / С.Ю. Мещерякова. – М.: АСТ, 2018. – 240 с.
38. Моисеенко Е.А. Коммуникационный менеджмент. Этика и культура управления / Е.А. Моисеенко, М.А. Чернышов. – Ростов н/Д.: Феникс, 2018. – 380 с.
39. Науменко Т.В. Социология массовой коммуникации / Т.В. Науменко. − М.: «Питер», 2018. − 234 с.
40. Немов Р.С. Психология / Р.С. Немов. − М.: «Просвещение», 2018. − 576 с.
41. Пиз Аллан. Язык телодвижений / Аллан Пиз. − М.: ЭКСМО−Пресс, 2018. – 328 с.
42. Папкова О.В. Связи с общественностью / О.В. Папкова. – М.: Академия, 2018. – 128 с.
43. Прозоров В.В. Власть современной журналистики или СМИ наяву / В.В. Прозоров. − Саратов: Саратовский университет, 2018 − 240 с.
44. Пронин И.П. Психологические аспекты влияния деструктивных культов на личность / И.П. Пронин. – М.: Научный журнал: Вопросы психологии, 2018. − №6. – с.81−93.
45. Рыжов В.В. Психологические основы коммуникации / В.В. Рыжов. − Новосибирск: Новосибирский университет, 2019. – 135 с.
46. Свечников В.С. Манипулятивные практики в российском социуме / В.С. Свечников. − М.: Социально-гуманитарные знания, 2018. − №2. – с.71−73.
47. Соловьева А.И. Политические коммуникации / А.И. Соловьева. − М.: «Аспект Пресс», 2017. − 331 с.
48. Слободчиков В.Н. Общая психология / В.Н. Слободчиков. − М.: «Академия», 2015. − 244 с.
49. Тадевосян Э.В. Словарь-справочник по социологии и политологии / Э.В. Тадевосян. − М.: «Академия», 2016. − 272 с.
50. Удовик. С.Л. Глобализация: семиотические подходы. − М.: «Рефл_бук», К.: «Ваклер», 2017. – 480 с.
51. Официальный сайт ГТРК Татарстан [Электронная версия] https://trt-tv.ru/gtrk-tatarstan/ (дата обращения: 28.03.2022)
Кроме этого, в работе был рассмотрен такой прием манипуляции, как создание масс-медийного образа и то, какое влияние он оказывает на общественное мнение. Яркий масс-медийный образ привлекает внимание и становится в центре обсуждений, что повышает рейтинги, продажи, популярность в обществе. Но и само общественное мнение формирует деятельность СМИ и других социальных институтов. Ведь СМИ стараются освещать значимые для общества проблемы и интересные темы. Таким образом, можно сделать вывод, что общественное мнение и СМИ оказывают влияние друг на друга, а также находятся во взаимосвязи. Стоит заметить, что на сегодняшний день роль региональных СМИ достаточно возросла. В заключении своего исследования необходимо отметить, что каждый телеканал занял собственную нишу в Республике Татарстан, однако такое разграничение можно считать лишь условным, поскольку год от года появляются новые программы, а интересы зрителя меняются. В борьбе за зрителя каждый телеканал стремится оттянуть зрителя схожим по форме и содержанию продуктом. Эта конкуренция позволяет телеканалам сохранять высокое качество программ. Можно сделать вывод, что манипуляция массовым сознанием – один из способов управления людьми путем создания иллюзий или условий для контролирования поведения. Это воздействие направлено на психические структуры человека, осуществляется скрытно и ставит своей задачей изменение мнений, побуждений и целей людей в нужном некоторой группе людей направлении.