Порядок ввоза на территорию РФ лекарственных средств, ввозимых в качестве гуманитарной помощи
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы диссертационного исследования. Повышение значимости процесса оказания гуманитарной помощи обусловлено ежегодным увеличением различного рода чрезвычайных ситуаций, в частности стихийных бедствий, военных действий, техногенных катастроф. Так, анализ динамики чрезвычайных ситуаций, произошедших на территории Российской Федерации в 2010 – 2013 гг., свидетельствует о тенденции к росту техногенных, природных и биолого-социальных бедствий. Подобного рода события сопряжены, в том числе, с экономическим ущербом, наносимым как государству, так и его гражданам. При наступлении указанных событий первоочередной задачей становится обеспечение прав человека и гражданина, провозглашенных Конституцией РФ, международными нормативноправовыми актами, в частности права на жизнь, права на жилище, права на охрану здоровья и медицинскую помощь. Эффективность оказания гуманитарного содействия напрямую зависит от четкости правовой регламентации действий, осуществляемых его участниками. Оказание гуманитарной помощи опосредовано реализацией потребности лиц, нуждающихся в данном содействии. В федеральном бюджете ежегодно предусматриваются расходы, связанные с затратами на гуманитарную помощь. Следование общеправовому принципу гуманизма предполагает, в частности, оказание гуманитарной помощи субъектам, расположенным в различных точках планеты, что невозможно без ее перемещения через границы государств. В целях обеспечения притока гуманитарной помощи в законодательстве РФ закреплены нормы, обеспечивающие освобождение от уплаты налогов и таможенных платежей для лиц, ее получающих.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВВОЗА НА ТЕРРИТОРИЮ РФ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ, ВВОЗИМЫХ В КАЧЕСТВЕ ГУМАНИТАРНОЙ ПОМОЩИ 6
1.1 Понятие гуманитарной помощи в правовом поле 6
1.2 Таможенное регулирование гуманитарной помощи 9
2 ХАРАКТЕРИСТИКА ПОРЯДКА ВВОЗА НА ТЕРРИТОРИЮ РФ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ, ВВОЗИМЫХ В КАЧЕСТВЕ ГУМАНИТАРНОЙ ПОМОЩИ 14
1.2. Нормативно-правое регулирование оказания гуманитарной помощи 14
2.2. Порядок ввоза медицинских изделий в качестве гуманитарной помощи в период пандемии 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1 Федеральный закон от 08.12.2003 г. № 164-ФЗ Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности: федеральный закон от 08.12.2003 г. № 164-ФЗ (ред. от 30.11.2014). -доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс».
2 Решение Комиссии Таможенного союза от 22.06. 2011 № 687 «О Положении о едином порядке контроля таможенными органами ввоза н таможенную территорию Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и вывоза . этой территории лицензируемых товаров» [Электронный ресурс] // Евразийская экономическая комиссия. URL: http://www.tsouz.ru/.
3 Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30 «О мерах нетарифного регулирования» [Электронный ресурс] // Евразийская экономическая комиссия. URL: www.eaeunion.org/.
4 Итоговый доклад о результатах и основных направлениях деятельности ФТС России в 2019 году [Электронный ресурс]. URL: https://customs.gov.ru/
5 Борисов, С.М. Таможенный союз: совместное взимание ввозных таможенных пошлин. / С.М. Борисов. // Деньги и кредит. - №8. - 2018. - С. 33- 36.
6 Бекяшев К. Таможенное право: учебник. - 3-е издание, переработанное и дополненное. / К. Бекяшев, Е. Моисеев. - М.: Проспект, 2015.- 336 с.
7 Боков, К. Становление и развитие таможенного дела и таможенного законодательства России: монография. / К. Боков. - М.: 2013.172с.
8 Буваева Н. Международное таможенное право: учебник. / Н. Буваева. - М.: Юрайт, 2014. - 376 с.
9 Гуманитарная помощь: к вопросу о принципах // Власть. № 06. С. 68–74. Грешных А.А., ТалировскийК.С., Кондрашин Р.В. 2019.
10 Двустороннее договорное сотрудничество России по снижению опасности бедствий: научно-практический комментарий // Вестник СанктПетербургского университета. Право. № 3. С. 88–102.
11 Ефимов, Е. С. Информационное обеспечение международной гуманитарной деятельности: политологический анализ / Е. С. Ефимов: автореф. дис. ... канд. полит. наук. – М., 2006. – 28 с.
12 Землянская, Н. И. Правовая природа таможенных платежей / Н. И. Землянская: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. – Саратов, 2005. – 16 с.
13 Кочубей, И. С. Правовое регулирование льгот в области таможенного дела / И. С. Кочубей: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. – Саратов, 2008. – 26 с.
14 Модин, Н. В. Гуманитарная интервенция в современных международных отношениях [Текст] / Н. В. Модин: автореф. дис. … канд. полит. наук. – М., 2010. – 23 с.
15 Национальные практики реализации политики содействия развитию // Вестник международных организаций. Т. 10. № 3. С. 134–153.
16 Особенности правового регулирования гуманитарной помощи нормами международного и российского законодательства // European Science. № 5(47). С. 42–47.
17 Российская и китайская системы оказания международной помощи: сравнительный анализ // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. Т. 17. № 4. С. 824–838. Ермолов М. О. 2015.
На практике возникают случаи, когда донор направляет достаточно большие партии гуманитарной помощи и использовать весь объем данной помощи одной организацией не представляется возможным. Так, к примеру, гуманитарный груз из Китайской Народной Республики, поступивший в РФ 2 апреля 2020 г. в целях реализации мер, направленных на предупреждение и предотвращение распространения на территории РФ новой коронавирусной инфекции COVID-19 в рамках исполнения мероприятий Национального плана по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории РФ был предназначен для ФГБУ «НМХЦ им. Н.И. Пирогова» Минздрава России и задекларирован по специальной таможенной процедуре ИМ90, но в процессе его доставки Минздрав России в целях более эффективного его применения приняло решение о распределении данной помощи на организаций. В целях исполнения поручения Минздрава России получено удостоверение Комиссии на гуманитарный груз, и таможенная процедура была сменена на ИМ40 Выпуск для внутреннего потребления. Учитывая вышеописанные нормы, специальную таможенную процедуру целесообразно применять в ситуации с одним конечным получателем гуманитарной помощи. В случае, если груз предназначен нескольким получателям наиболее подходящей таможенной процедурой видится ИМ40 Выпуск для внутреннего потребления. В то же время, для получения преференций по освобождению от налогов и платежей, необходимо получение удостоверение Комиссии об отнесении груза к гуманитарной помощи, что предполагает подготовку целого ряда документов, включающих согласие всех конечных получателей и государственного органа, обеспечивающего контроль за целевым использованием груза.