Образ женщины и проблема дискриминации в современных российских интернет – СМИ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы определяется несколькими факторами. В 2020–е гг. остро встал вопрос самоидентификации женщины в современном мире. С одной стороны, современная российская женщина находится под влиянием патриархальных социальных устоев, предполагающих полярные разделения гендерных ролей. В то же время перед женщинами открываются новые социально–политические, карьерные возможности, которые они активно осваивают. При отсутствии единой гендерной системы, согласно которой женщина могла бы идентифицировать себя как «успешную» или «настоящую», она вынуждена искать или создавать новые гендерные значения.
Образ женщины в современных российских СМИ переживает ряд трансформаций под влиянием социально–политических перемен последних десятилетий. Находясь под влиянием традиционной и жесткой патриархальной традиции, с одной стороны, и набирающими силу эгалитарными принципами — с другой, российские женщины часто находятся в состоянии дискомфорта и не могут выстроить однозначную идентичность. В такой ситуации массмедиа часто становятся ведущим институтом, отражающим гендерные ценности.
Н. Д. Арутюнова отмечает, что «Современной женщине необходимо распространение принципов гуманности, доказательств необходимости соблюдать паритет во всех областях жизни нашего общества. СМИ должны широко пропагандировать новую модель жизнедеятельности женщин, освещать разрабатываемые и предлагаемые технологии и прогнозы изменения социального статуса женщин, а также знакомить с зарубежным опытом» [1].
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
1 Современный образ женщины и его отражение в СМИ 6
1.1 Соотношение понятий «гендер» и «пол». Гендерные стереотипы и дискриминация 6
1.2 «Образ»: понятие и особенности воздействия на аудиторию СМИ 9
1.3 Роль СМИ в формировании образа женщины в сознании массовой аудитории 10
2 Формирование образа женщины и освещение проблем дискриминации интернет-СМИ 16
2.1 Медиаотражение темы феминизма в общественно-политических интернет-СМИ 16
2.2 Сравнительный анализ женского образа в медиа 22
2.3 Особенности освещения проблем гендерной дискриминации 24
Заключение 29
Список используемых источников 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВАжгихина Н.И. Гендерные стереотипы в современных массмедиа // Женщины: свобода слова и творчества. М.: Эслан, 2021. – 450 с.
Ажгихина Н.И. Когда Россией будет управлять Маргарет Тэтчер? Несколько штрихов к коллективному портрету женщины–политика в российском информационном пространстве и о самом медийном пространстве // Гендерные исследования. 2017. № 16.
Ажгихина, Н. И. Новости женского рода / Н. И. Ажгихина // Журналист. –2015. – № 3. – С. 74.
Ажгихина, Н. И. Новый фундаментализм как изнанка большевизма / Н. И. Ажгихина // Журналист. – 2016. – № 6. – С. 77–78.
Ажгихина, Н. И. От Пекина до Нью–Йорка / Н. И. Ажгихина // Журналист. –2015. – № 4. – С. 72.
Айвазова С.Г. Гендерное равенство в контексте прав человека. М.: Эслан, 2021. – 700 с.
Альчук А.А. Метаморфозы образа женщины в русской рекламе // Гендерные исследования / ХЦГИ. Харьков. 2018. № 1.
Балалуева И.А. Образ женщины в современной российской прессе: ключевые характеристики и масштабы трансформации // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2013. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obraz–zhenschiny–v–sovremennoy–rossiyskoy–presse–klyuchevye–harakteristiki–i–masshtaby–transformatsii (дата обращения: 17.04.2022).
Бендас Т.В. Гендерные исследования лидерства // Вопросы психологии. 2020. № 1.
Берн Ш. Гендерная психология. СПб.: Олма–Пресс Инвест, 2014. – 700 с.
Биттен, Н. Г. ИГ «За феминизм» / Н. Г. Биттен. – М., 2012. – 860 с.
Биттен, Н. Г. Сексизм в СМИ как проявление языка вражды в отношении женщин / Н. Г. Биттен // Журналист. – 2017. – № 3. – С. 50–54.
Брандт Г.А. Человек на обочине, или «Место» женщины в истории европейской философии // Адам и Ева. Альманах гендер. истории. 2012. № 4.
Воронина О.А. Гендерная экспертиза законодательства РФ о средствах массовой информации. Проект «Гендерная экспертиза». М.: МЦГИ, 2018. – 800 с.
Воронина О.А. Проблема эротики и порнографии в СМИ // Женщина и визуальные знаки / Под
Второй тип – жена–домработница «Семья для нее – смысл жизни» (Лиза, № 29, 2021 г), она целиком и полностью посвящает себя родным. При этом, ее часто не ценят, хотя она всегда боится обидеть, «жестко сказать правду» (Крестьянка, № 2, 2021г) Правда, она может смотреть сериалы и восхищаться своим мужем. Мужа же она имеет «умелого, сильного, который может принять решение» и за нее тоже (Сosmo, № 6, 2021 г). Третий тип – это жена–»друг человека». Между работой, стиркой, готовкой и уборкой она обязательно найдет время, чтобы еще раз убедить мужа в его уникальности, в полной мере оценить его достоинства и подвигнуть на новые достижения. Дельный совет для такой жены дает «Крестьянка»: «постарайтесь в его глазах выглядеть не такой крутой, какая вы есть на самом деле» (Крестьянка, № 6, 2021 г), а «Сosmo» считает, что «подлинно умная женщина та, которая не афиширует сой ум» (Сosmo, № 5, 2021 г). И последний тип – жена–жертва. Она вполне сознательно хоронит свои таланты, чтобы муж, придя, домой, мог в полной мере мог насладиться домашним уютом в благоустроенном семейном очаге. С этой классификацией можно соглашаться и не оглашаться, на наш взгляд, выделенные типы слишком категоричны: мы выяснили, что счастливой в полной мере женщина (согласно данной типологии) становится лишь в том случае, когда вся ее жизнь направлена на обслуживание и восхищение любимым мужчиной. Но это утверждение противоречит количеству успешных женщин: управленцев, предпринимателей, экономистов, ученых и т.д. По мнению Гусевой Ю.Е., выше предложенная позиция женщины, как правило, получает статус негласно одобряемой прессой.