ФИКХ как источник права в странах арабского востока
Введение
В современном мире происходит стремительное политическое и правое развитие, но в отличие от стран с западно-центричным пониманием государства и права, в развивающихся странах этот процесс осуществляется иначе. Несмотря на активные государственно-политические процессы, которые наблюдаются в странах Арабского Востока, специфика правовой культуры даже в условиях стремительных изменений в политической жизни, по-прежнему основывается на религиозных принципах. Исламское право претендует на регулирование всех сфер личной жизни. Это касается как внешних отношений с Богом, а именно поклонения и религиозно-ритуальных обязательств (ибадат), так и правовых отношений между людьми (муамалат). Отличительной чертой исламского права как самостоятельной правовой системы являются его источники. На протяжении веков эта роль была монополизирована доктриной (фикх), которая в XIX веке начала уступать место законодательству. Несмотря на это, и сегодня фикх является источником права в арабских странах. Исламские правоведы понимают фикх с одной стороны как знание правил внешнего поведения на основе изучения их источников, а с другой - как науку об извлекаемых из этих источников нормах или оценках поступков человека. Такие правила формулируются с помощью «корней» фикха, которые позволяют найти нужное правило поведения либо оценить поступок человека.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты религиозно- правового феномена «фикх» 5
1.1 «Фикх»: определение понятия и место в системе исламского права 5
1.2. Школы фикха суннитского и шиитского толка 11
2.1 Фикх как исторический источник современного права (на примере Ливии и Йемена) 15
2.2 Фикх как юридический источник современного права (на примере Саудовской Аравии и ОАЭ) 21
Заключение 26
Список использованных источников и литературы 27
Список использованных источников и литературы
1. Сюкияйнен Л. Р. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ИСЛАМСКОГО ПРАВА
2. Сюкияйнен Л. Р. Исламское право: понятие, соотношение с шариатом и фикхом, место в современных правовых системах, взаимодействие с европейской правовой культурой
3. Али-заде А.Исламский энциклопедический словарь», Ансар, 2007;Ислам. Энциклопедический словарь. М.: «Наука», 1991;Ислахи Абдул Азиз. Методология иджтихада и требования к муджтахиду. Пер. Р. Курахви.код доступа: islamcivil.ru; аль-Кардави Ю. Современный иджтихад: от беспорядка к порядку. Казань: Иман, 2001
4. Кулиев Д. Т. Шариат и фикх: понятие, источники и соотношение // Исламоведение. – 2020. – Т. 11. – №. 1. – С. 14.
5. Сюкияйнен Л.Р. ИСЛАМСКОЕ ПРАВО: ПОНЯТИЕ, СООТНОШЕНИЕ С ШАРИАТОМ И ФИКХОМ, МЕСТО В СОВРЕМЕННЫХ ПРАВОВЫХ СИСТЕМАХ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ЕВРОПЕЙСКОЙ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРОЙ
6. Нургалеев Р. М. методология Щихабутдина Марджани в исламской юриспруденции // Арабистика Евразии. – 2019. – Т. 2. – №. 6. – С. 92.
7. Oubrou T. Minority Sharia. - Presses universitaires de Strasbourg, 2004. - P. 171.
8. Chaumont E. Some Thoughts on the Current Issue of Ijtihad. - Presses universitaires de Strasbourg, 2004. - P. 72
9. Levy R. The Social Structure of Islam. - Cambridge University Press, 1957. – P. 50.
10. Сюкияйнен Л. Р. Исламское право: понятие, соотношение с шариатом и фикхом, место в современных правовых системах, взаимодействие с европейской правовой культурой
11. Сюкияйнен Л. Р. Фикх-источник современного права в арабских странах // Право. Журнал Высшей школы экономики. – 2019. – №. 4. – С. 224.
12. Беккин Р.И. Страхование в мусульманском праве: теория и практика / Р.И. Беккин. – М.: Анкил, 2001. – 152 с. – ISBN 5-86476-177-Х
13. Butti A., Butti S. The Position of Shari’a Within the UAE Constitution and the Federal Supreme Court’s Application of the Constitutional Clause Concerning Shari’a. Arab Law Quarterly, 1996, no 3, pp. 219–244.
14. Управление фетв и законодательства. Собрание кувейтского законодательства. Ч.5. Кувейтская конституция, Пояснительная записка и иные законы. Эль-Кувейт, 1994. С. 59
15. Аль-Ашмави М. Исламский шариат и египетское право (сравнительное исследование). Каир: Мактаба Матбули, 1988. - 110 с.
16. Ливийская Арабская Республика. Высшая и отраслевые комиссии по пересмотру законодательства и приведению его в соответствие с нормами шариата. Документы и исследования, касающиеся претворения норм шариата. Ч. 1–2. Б.м., 1972–1973.
17. Библиотека Гумер - Ислам, право - Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. (gumer.info)
18. Правовая система Йемена | Информационный портал о Йемене, Йеменский клуб (yemen-club.ru)
19. Аль-Джарида ар-Расмиййа. Сана. 31.05.1975. – С. 3–4.
20. Сюкияйнен Л. Р. Фикх-источник современного права в арабских странах // Право. Журнал Высшей школы экономики. – 2019. – №. 4. – С. 227.
21. Васильев А.М. История Саудовской Аравии (1745 - конец XX в.) Издание второе, расширенное и дополненное. М.: «Классика Плюс», Книжный дом газеты Труд, 1999. - С. 342-347
22. Vogel F. E. Islamic law and Legal System: Studies of Saudi Arabia. Brill: Brill Academic Publishers, Inc., 2000. - P. 89.
23. Правосудие в Королевстве Саудовской Аравии. История, институты, принципы. Б. м., 1419 г. - С. 68-69.
24. Аль-Касим А. Ислам и кодификация норм. Настоятельный призыв к кодификации норм шариата. - Мекка: Б изд., 1977. – C. 12-30.
В настоящее время статус фикха как правового источника в большинстве случаев закрепляется законом и формулируется по-разному. Довольно часто нормативно - правовые акты дают отсылку к шариату в целом, к его принципам и нормам, которые должны применяться в качестве правового источника в общем или по частным вопросам. При этом понимание шариата может уточняться указанием на положения Корана и Сунны. Так же возможно указание на определенную школу доктрины или ее толк, на основе которого был подготовлен закон. Иногда роль юридического источника отводится не конкретному толкованию фикха, а тому, которое является наиболее уместным в сложившейся частной ситуации, а также, существует возможность найти примеры признания такой роли в отдельных произведениях мусульманских правоведов. Интересным примером является правовая система Саудовской Аравии. Саудовская Аравия считается исторической родиной ислама и шариата. Мусульманское право здесь всегда играло роль господствующего источника права и до сих пор остается стержнем правовой системы. Ислам играет важную роль практически во всех сферах жизни. На момент возникновения Саудовской Аравии, на полуострове существовало множество своеобразных "правовых систем". На востоке государства действовало шиитское джафаритское право, а территории, управляемые османами, пользовались источниками османского права (преимущественно ханафитский и шафиитский мазхаб, часть норм - из Маджаллы, сборника, порой содержащего нешариатские нормы).