Роль и место проверки знаний на уроках по окружающему миру
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы и темы исследования. Актуальность проблемы проверки знаний на уроках окружающего мира связана с достижением в последнее время определённых успехов в реализации практической роли обучения учащихся, благодаря чему расширилась сфера приложения контроля, возросли его возможности положительного влияния на учебно-педагогический процесс, возникли условия для рационализации самого контроля как составной части этого процесса. Благодаря такой динамики в образовательный процесс все больше и больше внедряются инновационные формы и методы организации контроля знаний.
В педагогической литературе широко используются такие выражения и термины, как проверка, учет, контроль успеваемости, контроль учебного процесса, оценка знаний и отметка. К сожалению, установившегося и единого толкования этих терминов пока нет. Некоторые авторы стремятся их различать, а другие считают их синонимами. Чтобы в этом убедиться, достаточно обратиться к учебным пособиям по педагогике, общ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...……......….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ГОС НОО ……6
1.1. Сущность, роль и место проверки знаний в системе ГОС НОО…………6
1.2. Психолого-педагогические условия использования современных способов оценивания учебных достижений младших школьников ………………12
1.3. Педагогические требования к организации проверки знаний младших школьников ……………………………………………………….…………………...18
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ…………………………………………...………...23
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ И ВИДОВ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО……………………………………………………………………24
2.1. Формы, виды и методы проверки знаний на уроках окружающего мира…………………………………………………………………………….………24
2.2. Методические рекомендации педагогам по оцениванию учащихся на уроках окружающего мира………………..……………………………………….…36
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ………………………………….…..…………...…41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….……….……42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ……….…….44
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………...…..47
Приложение А. Основные требования к предметным результатам освоения учебного предмета «Окружающий мир» по годам обучения……………………….47
Приложение Б. Классификация ошибок и недочётов, влияющих на отметки на уроках контроля знаний по окружающему миру…………………………..………..53
Приложение В. Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся по учебному предмету «Окружающий мир»………………………………………...….55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
Алексеева О.В. Окружающий мир. Особенности изучения предмета в начальной школе: учебное пособие [Текст] / О.В. Алексеева, А.А.Арасланова. – М.: Академии Естествознания, 2017. – 144с.
Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников: Экспериментально-педагогическое исследование. – М.: Педагогика, 1984. – 296 с.
Амтаниус М. Психолого-педагогические основы контроля в учебном процессе. /М. Алтаниус – М.: Изд-во МГУ, 1978. – 184 с.
Баранов С. П. Принципы обучения. /С. П. Баранов – М.: Просвещение, 1981. – 354 с.
Болдырев Н. И.. Педагогика. /Н. И. Болдырев – М.: Просвещение, 1968. – 147 с.
Болотпина Л. Р. Педагогика./Л.Р. Болотина – М.: Просвещение, 1987. – 261 с.
Государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] : утвержден приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07.08.2020 г. № 119 – НП . – Режим доступа: https://dnrsovet.su/zakon-dnr-ob-obrazovanii/, свободный. – Заглавие с экрана. – Дата обращения 20.03.2022.
Гребенев И.В. «Методическая компетентность преподавателя: формирование и способы оценки». Педагогика № 6 2014. – 69-74 с.
Григорьева, Е. В. Методика преподавания естествознания: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. «Педагогика и методика начального образования [Текст] / Е. В. Григорьева. – М.: ВЛАДОС, 2009. – 253 с.
Давыдов В. Д. Голубое ожерелье Донбасса. – Донецк : Донбасс, 1980.- 100 с.
Козина, Е.Ф. Методика преподавания естествознания: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Е.Ф. Козина, Е.Н. Степанян. – 2 изд., стер. – М.: Академия, 2008 . – 496 с.
Куприна, Л.Е. Методика преподавания предмета «Окружающий мир»: учебное пособие [Текст] / Л.Е. Куприна. – Тюмень: Издат-во Тюменского гос. университета, 2014. – 312 с.
Майор Ф. Тангян С. Высокий образовательный замысел: к 50-летию ЮНЕСКО // Педагогика, 1996 - № 6- 53 с.
Методика обучения ест
ко реальность самих ситуаций, сколько реальность деятельности учащихся в предложенных ситуациях, что обеспечивает формирование коммуникативной компетенции.
Проанализировав учебники русского языка для начальной школы в аспекте реализации коммуникативного подхода в обучении младших школьников грамотному письму, мы пришли к выводу что в двух учебниках по русскому языку имеются упражнения коммуникативной направленности. Анализ проводился на материале учебников по русскому языку для 3 класса В.П. Канакиной и др. (УМК «Школа России») [3] и М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко (УМК «Гармония») [10]. В данных учебниках имеются задания, предполагающие работу в парах.
СПИСОК ИССПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
1. Государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] : утвержден приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07.08.2020 г. № 119 – НП . – Режим доступа : https://dnrsovet.su/zakon-dnr-ob-obrazovanii/, свободный. –