Теории мышления в зарубежной и отечественной психологии

Скачать курсовую работу, в которой исследуется теории мышления в зарубежной и отечественной психологии
Author image
Timur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
03.10.2023
Объем файла
85 Кб
Количество страниц
43
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Процесс мышления долгое время считался предметом исследования a дисциплины, такие как философия и религия. Однако позже процесс мышления стал рассматриваться в психологии и стал объектом экспериментального исследования. Тема обучения мышлению актуальна и сегодня. Психология, физиология, патология и психиатрия изучают мышление. Тщательные наблюдения, эксперименты, тесты и клинические испытания выявили недостатки в развитии мышления и нашли способы их устранения.
Мышление – это познавательный процесс, субъективно связанный с открытием новых знаний, решением задач и творческим преобразованием действительности. Поэтому в психологии мышление рассматривается и изучается как мыслительный процесс и как способ решения задач. Мышление включено во все виды деятельности человека (работа, познание, общение, игра) и связано со всеми личностными характеристиками человека (мотивацией, эмоциями, волей, способностями и т. д.).
Мышление считается высшим познавательным процессом. Мышление как психический процесс происходит в психическом действии и функционировании человека. 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
Тема 1. Психологическая природа процесса мышления………………...5
 1.1 Понятие мышления……………………………………………………5 
1.2. Виды мышления в современной психологии……………………….15
Тема 2. Основные психологические теории мышления………………...21
2.1 Подходы к изучению мышления в западной психологии…………..21
2.2. Особенности исследования мышления в отечественной психологии…………………………………………………………………………..….35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………...……47
Список использованных источников и литературы…………………....49

Список литературы

1. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2006. 713

2. Иван Сеченов: Элементы мысли. Город: СПб., 2001, 221 с

3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию М., 1998

4. Выготский Л.С. Собрание соч в 6-ти томах 983. т.3.

5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1982

6. Выготский Л. С. Психология. М.: ЭКСМО - Пресс, 2000. 1008 с.

7. Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2008. 583 с.

8. Вертгеймер Макс. Продуктивное мышление. М. Прогресс 1987 г. 235

9. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. СПб., 1997. 256 с.

10. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1982.

11. Реверчук И.В. Психофизиология и патопсихология мышления. Учебное пособие. — Ижевск: ИГМА, 2016. — 56 с.

12. Банщиков В. М. Мышление [Текст] / В. М. Банщиков, В. С. Гуськов, И. Ф. Мягков; Медицинская психология. - Москва: Медицина, 1967. – 240 с.

13. Воронин Л. Г. Физиология высшей нервной деятельности [Текст] /Л. Г. Воронин. Москва: МГУ, 1972. – 142 с.

14. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. М., Изд-во Моск. ун-та, 1981. с. 400

Примерно с 12 лет дети могут следить за формой логического рассуждения без привязки к его содержанию. За это время у людей развивается способность думать об абстрактных понятиях и логически проверять гипотезы. На этом этапе возникает научное мышление, формулирование абстрактных теорий и гипотез при столкновении с проблемой. Чтобы описать основные аспекты интеллекта, Ж. Пиаже использует биологические, физические понятия, а также понятия из логики и математики. Теоретические положения об учении строятся у Ж.Пиаже на основании представлений об общей структуре любого научного исследования. Он выделяет три фазы исследования: установление объясняемых законов в эмпирии (или сущностях первых порядков), выделение объясняющих законов и выбор схемы их описания и дедукции из этих объясняемых законов, распространение на “реальный” субстрат (или модель-заместитель в случае объяснения сущностей предыдущих порядков), т.е. показ того, как выводятся объясняемые факты и законы из объясняющих. Вторую фазу Ж.Пиаже выделяет как основную и проводит классификацию видов объяснений по областям действительности и по типам схем описания объясняющих законов и дедукции из них законов психических процессов.