Правовое положение холдингов
Введение
В настоящее время быстрыми темпами идёт развитие экономики в различных направлениях. В связи с этим развиваются и предприятия, которые зачастую, работая в схожих направлениях, взаимодействуя, находятся в конкуренции. Это, как правило, может привести к необходимому объединению таких предприятий. Однако часто отдельные компании не всегда согласны на полное слияние. В таких случаях они приходят к соглашению посредством создания того или иного механизма взаимодействия, который позволяет им сохранять статус юридического лица, также при этом сотрудничая с другими компаниями. В результате такого неполного слияния появляется совершенно новый вид предприятий, и мы начинаем говорить уже не об отдельных компаниях, а о слиянии юридических лиц. Для такого объединения существует отдельный термин – "холдинг". В литературе по этому вопросу можно найти множество различных понятий холдинга. В общем представлении можно сказать, что холдинговая компания – это объединение юридических лиц, одно из которых (основное общество) из-за того, что оно владеет контрольными пакетами акций других обществ (дочерних), имеет возможность принимать участие в организации деятельности органов управления последних и осуществлять над ними контроль. Объединение, которое именуется холдингом, не является юридическим лицом .
Содержание:
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Обобщающая характеристика холдинга как формы корпоративного объединения.…………………….6
1.1 Понятие и правовая природа холдинга.………………………………6
1.2 Признаки холдинга и отличие его от других объединений.………..13
1.3 Виды холдингов.
Глава 2. Правовые и организационные основы деятельности холдингов…………....18
2.1. Структура холдинговой компании и основы ее функционирования.……………………....18
2.2. Правовые основы организации холдинговых объединений.………………………………………..26
2.3. Порядок создания холдингов.
Глава 3. Особенности корпоративного управления в холдингах.
3.1. Система и структура управления холдингом.
3.2. Особенности взаимодействия органов управления холдинга.
3.3. Актуальные вопросы создания и функционирования холдингов в России.
Заключение…………………………………………………………….…….…29
Библиографический список……..………………………………………..….31
Библиографический список
Нормативные акты
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. (принят Государственной Думой Федерального Собрания РФ 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ) //«Российская газета», № 238-239, 08.12.1994.
2. Налоговый кодекс РФ. Часть первая. (принят Государственной Думой Федерального Собрания РФ 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ) //«Российская газета» от 6 августа 1998 г.
3. Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" (принят Государственной Думой 30 ноября 2001 г.: одобрен Советом Федерации 5 декабря 2001 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – №4.
4. Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью" (принят Государственной Думой 14 января 1998 г: одобрен Советом Федерации 28 января 1998 г. № 14-ФЗ) //«Российская газета» от 15 февраля 2011 г.
5. Федеральный закон "Об акционерных обществах" //«Российская газета» от 29 декабря 1995 г.
6. Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 "О банках и банковской деятельности"//«Российская газета» от 10 февраля 1996 г.
Специальная литература
7. Вишневская А.Н. Правовое положение холдингов. – Волхов, 2008.
8. Голубков А. Холдинги: обзор законодательства / А. Голубков // Эж-Юрист. – 1998. – № 27.
9. Горбунов А.Р. Дочерние компании, филиалы, холдинги / А.Р. Горбунов – М.: Глобус. – 2005.
10. Евсеев А. Организация холдинговых структур / А. Евсеев // Аудит и налогообложение. – 2005. – № 10.
11. Елкина Е. Холдинг с точки зрения законодательства / Е. Елкина // Юрист. – М.: Юрист, 2008. – № 6.
12. Жилинский С.Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности) / С.Э. Жилинский – M., 2003.
13. Зиновьева М.Ю. Холдинги, финансово-промышленные и банковские группы / М.Ю. Зиновьева // Право и экономика. – 2003. – № 4.
14. Келлер Т. Концепции холдинга. Организационные структуры и управление / Т. Келлер – Обнинск, 1996.
15. Куликов Л.А. Понятие и виды холдингов / Л.А. Куликов // Безопасность бизнеса. – 2008. – № 4.
16. Лаптев В.В. Проблемы предпринимательского (хозяйственного права) / Предпринимательское право в XXI веке: преемственность и развитие / В.А. Лаптев – М., 2002.
17. Лаптев В.В. Холдинг как субъект предпринимательского права / В.В. Лаптев // Юридический мир. – 2002. – № 4.
18. Лознев Т.Г. Холдинговые структуры в современной экономике (правовые проблемы) / Т.Г. Лознев // Юридический мир. – 2007. – № 7.
19. Осипенко О.В. Российские холдинги. Экспертные проблемы формирования и обеспечения развития / О.В. Осипенко // Статут. – 2008.
20. Шишкина И.С. Правовое регулирование холдинговых объединений: учебно-методическое пособие / И.С. Шишкина – М., 2006.
Первые два этапа, фактически, являются следствием принятия решения о необходимости экономического развития холдинга. Учитывая специфику деятельности холдинга, следует отметить, что данные этапы полностью реализуются высшим управляющим органом, либо управляющим органом. Методологическая разработка включает разработку основных положений по системе управления, документальное закрепление среднесрочных целей и задач, обязательных для исполнения всеми входящими в холдинг компаниями. Внедрение системы управления представляет собой включение ее в систему деятельности холдинга в целом и предприятий, которые входят в холдинг, в зависимости от выбранной концепции системы управления. Реализация запланированных целей и задач подразумевает непосредственное выполнение соответствующих мероприятий и достижение заданных ориентиров, а не формальное регламентирование целей и задач на предприятиях холдинга. На каждом из данных этапов холдинг сталкивается со специфическими угрозами, способными существенно снизить эффективность системы управления в рамках группы компаний. На первых двух этапах существует одна серьезная угроза: отсутствие осознания необходимости определения стратегических целей и задач у руководства холдинга и непродуманный выбор концепции системы управления.