Проблемы ограничения права на распространение информации с целью защиты третьих лиц
Введение
Все права, которые являются равноценными и абсолютными правами, гарантируются Конституцией РФ. Однако полная реализация каждого из конституционных прав невозможна, в противном случае целевое применение одного из конституционных прав может помешать реализации другого такого же права. Установление ограничений конституционных прав - это нормальный механизм, присутствующий в каждом демократическом обществе.
Конституционное право на свободное распространение информации ограничено гарантией неприкосновенности частной жизни и запретом на рас-пространение конфиденциальной информации о человеке без его согласия. Возможность введения таких ограничений с целью защиты других вполне естественна и оправдана. В нашем законодательстве есть ряд организаций, которые обеспечивают неприкосновенность частной жизни. Исходя из принципа «пропорциональности» необходимо оценить уровень риска распространения информации частным интересам лица с публичным интересом в ее распространении. Несмотря на соблюдение данного принципа, на практике фактически происходит обратное. В процессе законотворчества эта оценка проводится государством, поэтому часто неприятности, связанные с обещанием хранить тайну, теряют публичную политику. Для реализации своих интересов государство использует общие и неясные формулировки ограничений, которые впоследствии могут быть реализованы в нужный ему момент.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Конституционные права на распространение информации и ограничение таких прав 6
§1.1 Раскрытие информации о неприкосновенности частной жизни граждан 6
§1.2 Распространение сведений, связанных с профессиональной и коммерческой деятельностью 10
§1.3 Распространение информации в сфере интеллектуальной собственности 16
Глава 2. Защита права на распространение информации 20
§2.1 Защита информации от искажения, модификации и незаконного копирования и информационная безопасность 20
§2.2 Ответственность за нарушение прав на распространение информации 24
Заключение 29
Библиографический список 31
Библиографический список
1. Нормативные и иные правовые акты
1. Конституция РФ: принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конститу-ции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 5.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ) // Собр. законодательства Российской Федерации. 2014. № 31, ст. 4398.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонару-шениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 16.04.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 27.04.2022) // Собр. законодательства РФ, 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 25.03.2022) // Собр. законодательства РФ, 1996. № 25. Ст. 2954.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 25.02.2022) // Собр. законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301; 2018. № 1 (ч. I). Ст. 43.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 08.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) // Собр. законодательства РФ,1996. № 5. Ст. 410.
6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 N 146-ФЗ (ред. от 01.07.2021) // Собр. законодательства РФ, 2001, № 49. Ст. 4552.
7. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 11.06.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) // Собр. законодательства РФ, 2006. №52 (1 ч.). Ст. 5496.
8. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 25.02.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022) // Собр. законодательства РФ, 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3.
9. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) // Собр. законодательства РФ, 2006. №31 (1 ч.). Ст. 3448
10. Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О персональных данных» // Собр. законодательства РФ, 2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3451.
11. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 26.03.2022) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.04.2022) // Собр. законодательства РФ, 2011. №48. Ст. 6724.
12. Федеральный закон от 31.05.2002 N 63-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022) // Собр. законодательства РФ, 2002. № 23. Ст. 2102.
13. Федеральный закон от 29.07.2004 N 98-ФЗ (ред. от 09.03.2021) «О коммерческой тайне» // Собр. законодательства РФ, 2004. № 32. Ст. 3283.
14. Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 (ред. от 11.06.2021) «О государ-ственной тайне» // Собр. законодательства РФ, 1997. № 41. Ст. 8220-8235.
15. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 01.07.2021) «О средствах массовой информации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022) // Российская газета. 1992. № 32.
16. Указ Президента РФ от 06.03.1997 N 188 (ред. от 13.07.2015) «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера» // Собр. зако-нодательства РФ, 1997. № 10. Ст. 1127.
17. Постановление Правительства РФ от 01.11.2012 № 1119 «Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных» // Собр. законодательства РФ, 2012. № 45. Ст. 6257.
18. «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1) (ред. от 26.03.2022) // Российская газета, № 49, 13.03.1993.
2. Судебная и иная правоприменительная практика
19. Постановление Конституционного Суда РФ от 17.12.2015 № 33-П «По делу о проверке конституционности пункта 7 части второй статьи 29, части четвертой статьи 165 и части первой статьи 182 Уголовно- процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой граждан А.В. Баляна, М.С. Дзюбы и других» // Вестник Конституционного Суда РФ, 2016. № 2.
20. Постановление ЕСПЧ от 12.02.2015 «Дело «Юдицкая и другие против Российской Федерации» (жалоба № 5678/06) // Бюллетень Европейского Суда по правам человека, 2016. № 1.
21. Определение Конституционного Суда РФ от 09.06.2005 № 248-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Захаркина Валерия Алексеевича и Захаркиной Ирины Николаевны на нарушение их конституци-онных прав пунктом «б» части третьей статьи 125 и частью третьей статьи 127 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации» // Документ опубликован не был.
3 Литература
22. Thomas J. Shaw, Esq., Editor. Information Security and Privacy: A Practical Guide for Global Executives, Lawyers, and Technologists. Chicago: American Bar Association, 2011, 395 pages.
23. Авакьян С.А. Конституционный лексикон: Государственно-правовой терминологический словарь. М.: Юстицинформ, 2015. 640 с.
24. Афанасьева О.В. Право на неприкосновенность частной жизни. Укрепляет ли его закон о персональных данных? // Общественные науки и со-временность, 2011. № 6. С. 76-88.
25. Бородин К.В. Развитие правового регулирования распространения информации в сети «Интернет» // Вестник ЮУрГУ. Серия «Право». 2014. Т. 14. № 3. С. 61-65.
26. Волчинская Е. К. Нотариальная тайна и режимы конфиденциальности // Нотариальный вестникъ. 2013. № 4. С. 27-39.
27. Камалова Г.Г. Правовой режим информации ограниченного досту-па: вопросы формирования понятийного аппарата // Вестник Удмуртского университета. 2016. №4. С. 118-124.
28. Лапо Л.Г. Конституционно-правовое регулирование ограничения права на информацию в Российской Федерации: автореф. дисс. … канд. юрид. наук. М., 2013. 25 с.
29. Лопатин В.Н. Информационная безопасность России: дисс. докт. юрид. наук. Санкт-Петербург, 2000. 433 с.
30. Митцукова Г.А. Право на неприкосновенность частной жизни как конституционное право человека и гражданина: автореф. дисс. … канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2002. 25 с.
31. Петрухин И.Л. Личная жизнь: пределы вмешательства: монография. М.: Юрид. литература, 1989. 189 с.
32. Пилипенко Ю.С. Адвокатская тайна: теория и практика реализации: автореф. дис. докт. юрид. наук. М., 2009. 56 c.
33. Право в сфере Интернета: Сборник статей. Ответственный редактор М.А. Рожкова. - Сер. 14 Анализ современного права. М.: Статут. 2017. 528 с.
34. Рожкова М.А., Афанасьев Д.В., Глазкова М.Е. и др. под общ. ред. Рожковой М.А. Защита деловой репутации в случаях ее диффамации или не-правомерного использования (в сфере коммерческих отношений): науч.-практ. пособие / М.: Статут, 2015.
35. Середа В.Н., Середа М.Ю. Защита прав и свобод человека и граж-данина в сети Интернет: монография. М.: «Научная книга», 2013. 252 с.
36. Соколов М.С. Информационная безопасность. К вопросу о содер-жании понятия «информационная безопасность» // Закон и право. 2011. № 5. С. 9–14.
37. Стрельцов А.А. Теоретические и методологические основы право-вого обеспечения информационной безопасности России: автореф. дис… докт. юрид. наук. М., 2005. 47 с
38. Туликов А.В. Обеспечение информационной безопасности как га-рантия прав человека // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2015. № 2. С. 50–60.
39. Цадыкова Э. А. Конституционное право на неприкосновенность частной жизни (сравнительно-правовое исследование): автореф. дисс. канд. юрид. наук. М, 2007. 23 с.
Принятием мер по обеспечению защиты информации в полной мере за-нимается государство. Государственное регулирование в данной сфере заклю-чается в установлении требований к лицам, распространяющих информацию, к самой информации и к ее получателям, а также применение мер ответственности в случае нарушения указанных требований, о чем более подробно будет освещено в следующем параграфе. Государственное вмешательство в сферу защиты информации может происходить только на основе принципа пропорциональности интереса участников информационного обмена и публичного интереса. Требования о защите сведений, находящихся в государственных инфор-мационных системах, направлены на защиту публичного интереса и обеспечи-ваются федеральными органами исполнительной власти по обеспечению без-опасности и противодействию техническим разведкам и технической информации. Уровень защищенности сведений, которые относятся к государственной тайне, значительно выше, что с одной стороны противоречит Конституции РФ, так как возвышает государственные интересы по отношению к интересам отдельной личности, а с другой – обеспечивает общественную безопасность, защищая в том числе и конкретного гражданина. Именно поэтому ужесточенный режим защиты сведений, находящихся в государственных информационных системах, является необходимой мерой в любом демократическом развитом государстве.