Развитие памяти детей старшего дошкольного возраста

Скачать курсовую работу, в которой исследуется развитие памяти детей старшего дошкольного возраста
Author image
Timur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
02.10.2023
Объем файла
448 Кб
Количество страниц
38
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
Актуальность исследования: Проблема развития памяти актуальна в наши дни. В современное время нам нужно запоминать гораздо больше разнообразной информации, чем это было раньше. Память - это основа нашей психической жизни, это весь наш жизненный опыт. Она является связующим звеном между прошлым, настоящим и будущим. Когда человек действует, он опирается на свой собственный и исторический опыт. Развивать память - значит выстраивать систему способов запоминания, систему приемов обработки запоминаемой информации. Память в развитии ребенка играет огромную роль. Усвоение знаний о самом себе и об окружающем мире, приобретение умений и навыков, овладение нормами поведения и многое другое - все это связано с работой памяти. Школьное обучение предъявляет большие требования к развитию памяти, так как оно предполагает систематическое, целенаправленное овладение знаниями, умениями и навыками. И к моменту поступления ребенка в школу, уровень развития памяти должен быть достаточно высок. Когда у дошкольника развивается способность мыслить, а отсюда запоминать и воспроизводить материал, то это приводит к определенным изменениям в психике и поведении ребенка. Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для развития памяти. Можно лучше подготовить ребенка к обучению в школе, используя возможности развития памяти и мышления дошкольника.

 

«СОДЕРЖАНИЕ»
Введение …………………………………………………………………….....3
Глава 1. Теоретические основы исследования памяти детей дошкольного возраста
          1.1.Теоретические и экспериментальные подходы к проблеме развития  памяти дошкольников в зарубежной и отечественной психологии………........5
          1.2.Виды  памяти в дошкольном возрасте……………………. …………10
          1.3. Приёмы развития памяти дошкольников……………………………17
Выводы по главе 1………………………………………………………………..23
Глава 2. Эмпирические исследования памяти детей дошкольного возраста
2.1 Организация и методы исследования  памяти детей дошкольного возраста……………………………………………………………………………24
2.2  Результаты исследования и их анализ………………….……….…….26
Выводы по главе 2………………………………………………………………...39
Заключение ……………………………………………………………………….40
Список литературы……………………………………………………………….41
Приложения……………………………………………………………………….44

 

Список литературы:

1. Акинина С.И. Методическая разработка алгоритма развития произвольной памяти у старших дошкольников // Альманах мировой науки: наука,образование,общество . - 2018. - №1. - С. 100-101.

2. Антонова Н. П. Особенности развития памяти детей 6-7 лет в процессе обучения. // Вопросы психологии. - 1985. - №5. - С. 98.

3. Бадалян Л, Миронов А. Память и нервно-психическое развитие//Дошкольное воспитание. - 1976. -№ 4. - С. 23-31.

4. Батуева С.В. Развитие памяти у старших дошкольников как одно из условий успешного обучения // 2017. - №1. - С. 19-21.

5. Блонский П.П. Память и мышление. - Москва: Просвещение , 1964. - 218 с.

6. Боднар А.М. Психология памяти. - Москва: Юрайт, 2019. - 97 с.- ISBN 978-5-534-06757-6

7. Веракса А.Н. Развитие памяти дошкольников // Психолог в детском саду. - 2008. - №3. - С. 50-61, "мозаика-синтез" ISSN: 1997-9657eISSN: 2306-6911

8. Волков Б.С. Психология дошкольного возраста . - 6-е изд. - изд., перераб. и доп. Москва: КНОРУС, 2017. - 270 с.  ISBN 978-5-406-04938-9

9. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. - Москва, Ленинград : Гос. учеб.-пед. изд-во, "Печатный двор" , 1935. - 133 с.

10. Гонина О.О. Развитие памяти дошкольников . - Тверь: 2015. - 31 с

11. Диагностика развития памяти старших дошкольников // Лекции.орг URL: https://lektsii.org/8-35139.html (дата обращения: 25.02.2022).

12. Дубровина И.В. Психология . - 2-е изд. - Москва: Академия , 2001. - 460 с. ISBN 5-7695-0735-7

13. Истомина З.М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников. - Москва: Сфера, 1981. - 317 с.

14. Истомина О.А. Развитие произвольной памяти детей старшего дошкольного возраста в процессе чтения художественной литературы . - 3 изд. - 2016 — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/41/1295/

15. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет . - 5-е изд. - Москва : УРАО, 1999 – 175 с. ISBN 5-204-00205-7

16. Методика «Образная память». // Мультиурок URL: https://multiurok.ru/index.php/files/metodika-obraznaia-pamiat.html (дата обращения: 06.03.2022).

17. Методический материал «Тест на развитие произвольной памяти» // Инфоурок URL: https://infourok.ru/metodicheskiy-material-test-na-razvitie-proizvolnoy-pamyati-2082920.html (дата обращения: 28.02.2022).

18. Морозова Ю.В. // Особенности развития образной памяти у детей дошкольного возраста . - 2016. - №23. - С. 85-89.

19. Мухина В.С Учебник для студ. высш. учеб. заведений . - 10-е изд. - изд., перераб. и доп. — М: «Академия», 2006. - 608 с. ISBN 5-7695-2648-3.

20. Мухина В.С. Возрастная психология, феноменология развития, детство, отрочество. - 7-е изд. - Москва : Издательский центр "Академия", 2003. - 456 с.

21. Постникова О.В. Педагогические условия развития смысловой произвольной памяти у детей дошкольного возраста // 2016. - №13. - С. 841-842.

22. Саитгалина Э.С. Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста // 2015. - №1. - С. 101-105. ISSN 2304-120X

23. Смирнова Е.О. Детская психология . - 5-е изд. - Москва : ВЛАДОС, 2003. - 365 с.  ISBN 5-691-00893-5

24. Урунтаева Г.А Дошкольная психология . - 5-е изд. - Москва : Академия , 2001 ISBN 5-7695-0149-9

25. Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей . - Ярославль : Издательский центр «Академия развития», , 1996. - 240 с.

26. Черемушкина Л.В. Развитие памяти у детей . - Москва: Академия, 2005. - 96 с. ISBN 5-7695-1113-3

27. Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология. - 3-е изд. - Москва: Юрайт, 2019. - 575 с.

28. Эльконин Д.Б. Детская психология . - 4-е изд. - Москва: Издательский центр «Академия», , 2007. - 384 с. ISBN 978-5-7695-4068-4.

29. Эльконин Д.Б. Детская психология. - Москва : Учпедгиз, 1960.-328с.

30. Foer, Joshua - National Geographic - Remember this // The Electric Typewriter URL: https://allaboutheaven.org/observations/foer-joshua-national-geographic-remember-this-015609/221 (дата обращения: 04.03.2022).

Для исследования уровня развития памяти у дошкольников, были использованы следующие методики, ориентированные на изучение степени проявления различных видов и типов памяти:
Методика «Образная память», цель которой изучить образную память дошкольников. Их задача заключалась в том, что нужно запомнить 12 образов с таблицы  и изобразить. В качестве стимульного материала ребенку предоставлялась таблица, в которую было помещено 12 предметов. Методика «Запоминание картинок», была направлена на наблюдение   за произвольной памятью детей. Задача запомнить, разложенные перед ними 10 картинок и назвать. Для детей на столе были расположены  десять картинок (ёлка, мак, воробей, ёж, бабочка, кукла, лопата, платье, ведро, собака). Методика «Диагностика уровня сформированности у старших дошкольников логической опосредованной памяти». Цель, которой произвести диагностику дошкольников смыслового соотнесения как логического приема запоминания. Задача заключалась в следующем: установить связь между парами слов, и самим произвести только второе. Перед началом эксперимента ребенку был пояснен смысл предстоящей работы. В среднем время эксперимента занимало 5-7  минут. Эксперимент проводился индивидуально с каждым ребенком из группы. Исследование проводилось в комнате педагога-психолога. Перед проведением исследования с каждым ребенком состоялось знакомство (группа посещалась несколько дней для того, чтобы дети привыкли к экспериментатору), что позволило снять эмоциональное напряжение и сконцентрировать внимание на выполнении трех предложенных детям методик. Результаты диагностических методик представлены в следующем параграфе.