Личностная зрелость в современном мире
Введение
В условиях динамично меняющего общества предметом научных иссле-дований и психологических консультаций все чаще становится проблема ста-новления личности и определение его движущих сил. Достижение личностной зрелости – один из важнейших этапов в жизни человека, подразумевающий освоение им социальных и профессиональных ролей, создание семьи и воспи-тание детей, наставничество, накопление жизненного опыта и обретение муд-рости.
Исследователи все чаще начали говорить о проблеме инфатилизации молодежи, в частности, среди студентов. Такие авторы, как Г. З. Ефимова, О. Н. Коноваленко, Е. В. Сабельникова, А. В. Утенков, Н. А. Жесткова и т.д. отмечали особую тенденцию молодежи к подсознательному продлению детства, следовательно, изменение сроков возрастной периодизации (позднее наступление периода взрослости), зависимость молодежи от родителей. Такая тенденция противоречит основным ожиданиям общества на воспитание зрелой личности, которая вступает в мир взрослости и на которую возлагается большая ответственность и принятие новых социальных ролей.
Оглавление
Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФЕНОМЕНА ЛИЧНСТНОЙ ЗРЕЛОСТИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ 5
1.1 Понятия и подходы к пониманию феномена личностной зрелости в отечественной и зарубежной психологии. 5
1.2 Становление личностной зрелости на этапе поздней юности 12
1.3 Теоретический анализ научных исследований, раскрывающих психологический аспект феномена личностной зрелости 16
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ ЗРЕЛОСТИ СТУДЕНТОВ 18
2.1 Описание выборки и обзор методик эмпирического исследования 18
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов эмпирического исследования 22
Список литературы 33
Список литературы
1. Адлер А. Понять природу человека / А. Адлер. – СПб.: Гуманитарное единство «Академический проект», 1997. – 256 с.
2. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев. – Спб.: Питер, 2001. – 272 с.
3. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. – СПб.: Пи-тер, 2010. – 288 с.
4. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. Т.2 М., 1980.
5. Асмолов А. Г. Психология личности: Учебник / А. Г. Асмолов. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 367 с.
6. Балык А. С. Психологическая зрелость личности: теоретические концеп-ции и подходы / А. С. Балык, О. П. Цыбуленко // Общество: социология, психология, педагогика. – 2016. – № 12. – С. 63-67.
7. Выготский Л.С. Психология развития человека. М., 2005.
8. Горбунова О. В. К проблеме определения понятия «зрелость личности» / О. В. Горбунова // Вектор науки ТГУ. – 2014. – № 2. – С. 88–91.
9. Ильин Е. П. Психология взрослости / Е. П. Ильин. – Изд-во: Питер, 2012. – 544 с.
10. Кагермазова Л. Ц. Возрастная психология: учебник [Электронный ресурс] / Л. Ц. Кагермазова. URL: https://gigabaza.ru/doc/61698.html (дата обращения: 01.05.2022).
11. Леонов Н. И. Социально-психологическая зрелость личности: интегративный подход / Н. И. Леонов, М. М. Главатских // Известия Саратовского ун-та. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2014. – № 1–1. – С. 55–60.
12. Люсин Д. В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн / Д. В. Люсин // Психологическая диагностика. 2006. – № 4. – С. 3–22.
13. Люсин Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте / Д. В. Люсин, Д. В. Ушаков // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования. – М., 2004. – С. 29–36.
14. Люсин Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика. 2006. No 4. С. 3-22.
15. Маслоу А.Г. Мотивация и личность // Психология личности в трудах зарубежных психологов. СПб.:, 2000. С. 183-200.
16. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В. С. Мухина. – М.: Изд. центр «Академия», 1998. – 456 с
17. Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен. – М., 2006.
18. Олпорт Г. Личность в психологии. М., 1998.
19. Психологическая зрелость личности / Под общ. ред. Л. А. Головей. – СПб.: Скифия-принт, СПбГУ, 2014. – 240 с.
20. Серегина А. А. Социально-психологические условия преодоление инфантилизма у безработной молодежи: дис. … канд. психол. наук: 19.00.05 / А. А. Серегина; Российский гос. ун-т. – Москва, 2006. – 204
21. Слободчиков В. И. Интегральная периодизация общего психического развития / В. И. Слободчиков, Г. А. Цукерман // Вопросы психологии. – 1996. – № 5. – С. 38–50.
22. Солдатова Е. Л. Связь эго-идентичности и личностной зрелости / Е. Л. Солдатова, И. А. Шляпникова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. – 2015. – № 1. – С. 29– 33.
23. Солдатова Е.Л., Шляпникова И.А. Связь эго-идентичности и личностной зрелости // Психология. Психофизиология. 2015. No 1. С. 29-33.
24. Степанова М. А. Проблема личности в научном наследии П. Я. Гальперина / М. А. Степанова // Культурно-историческая психология. – 2013. – № 4. – С. 101–110.
25. Тест личностной зрелости Гильбух [Электронный ресурс]/ URL:https://onlinetestpad.com/ru/testview/11130-test-lichnostnoj-zrelosti-gilbukh (дата обращения: 01.05.2022)
26. Эмоциональная зрелость (часть 2) - по Фрейду [Электронный ресурс]/ URL:https://www.b17.ru/blog/269334/
27. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. – М.: Дайджест, 1996. – 217 с.
28. Якобсон П.М. Психологические компоненты и критерии становления зрелой личности // Психологический журнал. 1981. No 4. С. 141-149.
Методика была разработана и опробирована Люсиным в 2006 году [12]. В настоящем виде опросник ЭмИн обладает достаточно высокой надежностью. Автор исходил из определения эмоционального интеллекта как способности к пониманию и управлению эмоциями, как своими собственными, так и чужими.
Опросник ЭмИн состоит из 46 утверждений, по отношению к которым испытуемый должен выразить степень своего согласия, используя 4- балльную шкалу (совсем не согласен, скорее не согласен, скорее согласен, полностью согласен). Эти утверждения объединяются в пять субшкал, которые, в свою очередь, объединяются в четыре шкалы более общего порядка.