Условия возникновения и развития социальной работы как общественного явления, науки и практики
ВВЕДЕНИЕ
Проблемой исследования является выявление специфики условий возникновения, развития социальной работы как общественного явления, науки и практики и взаимосвязи между данными сферами.
Актуальность темы и проблемы исследования. Становление любой профессиональной деятельности, тем более видов, тесно связанных с общением, с людьми, с обществом, представляет собой длительный и неоднозначный процесс. История становления социальной работы как профессиональной деятельности является свидетельством этого.
Предпосылками для становления социальной работы, как профессиональной деятельности во всем мире являются: благотворительность, попечительство, совместный труд, различные формы социальной помощи, поддержки человека, оказавшегося в сложной жизненной ситуации, а так же бескорыстное служение различных общин, братств церковного и светского характера.
Известно, что зарубежная история профессиональной социальной работы исчисляется десятилетиями. На сегодня, социальные работники реализуют свою профессиональную деятельность в разнообразных условиях, которые определяются факторами религии, этничности, культуры, языка, социального статуса, состава семьи и жизненного стиля клиентов, взаимодействуя с конкретными личностями и семьями, чьи жизненные шансы могут быть ограничены вследствие бедности, слабого здоровья, дискриминации и инвалидности. С каждым годом уровень подготовки социальных работников растет благодаря интенсивному внутрироссийскому и международному обмену, научной инициативе преподавателей.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….... 5
1 Возникновение социальной работы как общественного явления: условия и преграды ………………………………….………….……………. 10
2 Условия и противоречия возникновения и развития социальной работы как науки и практики ………………………………..………….…………… 16
3 Взаимосвязь развития социальной работы как общественного явления, науки и практики …………………………………………………………….. 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………. 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………….... 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абашина А. Д. Осмысление социальной работы в контексте современного научного знания / А. Д. Абашина. – Текст : непосредственный // Вестник ТОГИРРО. – 2018. – № 2. – С. 86 – 91.
2. Акимова Ю. А. Теория и методика социальной работы : учеб. пособие / Ю. А. Акимова. – Москва : Юрайт, 2017. – 288 с. – ISBN 978-5-534-04353-2. – Текст : непосредственный.
3. Безверхий А. И. Социальная работа как наука / А. И. Бехверхий. – Текст : непосредственный // Приоритеты мировой науки: эксперимент и научная дискуссия : сб. ст. по матер. XX рег. науч. практич. конф. – Кемерово : Западно-Сибирский научный центр, 2019. – С. 12–15.
4. Безверхий А. И. Теория социальной работы (социономия) как наука / А. И. Безверхий. – Текст : непосредственный // Молодежь ХХI века: шаг в будущее : сб. ст. по матер. XX Рег. науч. практич. конф. – Благовещенск : АмГУ, 2019. – С. 309–310.
5. Ботирова С. М. История развития социальной педагогики и социальной работы в России / С. М. Ботирова. – Текст : непосредственный // Исследование инновационного потенциала общества и формирование направлений его стратегического развития : сб. ст. по матер. Междунар. науч. практич. конф. – Курск : Университетская книга, 2019. – С. 79–81.
6. Григорьева И. А. О функциях социальной работы в современной России / И. А. Григорьева. – Текст : непосредственный // Вестник НГУ им. Н.И. Лобачевского. – 2020. – № 3. – С. 20 – 29.
7. Григорьева И. А. Теория и практика социальной работы : монография / И. А. Григорьева. – Санкт-Петербург : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2017. – 114 с. – ISBN 5-288-03583-0. – Текст : непосредственный.
8. Гуслова М. Н. Теория и методика социальной работы : учеб. пособие / М. Н. Гуслова. – Москва : Академия, 2018. – 164 с. – ISBN 978-5-7695-3397-6. – Текст : непосредственный.
9. Гуслякова Л. Г. Социальная работа как научная теория, деятельность и учебная дисциплина : специальность 22.00.04 «Социальная структура, социальные институты и процессы : диссертация на соискание ученой степени доктора социологических наук / Гуслякова Л. Г. ; Алтайский гос. ун-т. – Барнаул, 2005. – 277 с. – Текст : непосредственный.
10. Дашкина Г. Ф. Социальная работа как профессиональная деятельность : вопросы методологии и теории / Г. Ф. Дашкина. – Текст : непосредственный // E-SCIO. – 2018. – № 5. – С. 130–137.
11. Дорошенко Т. Н. Социальная работа: теория и практика : учеб. пособие / Т. Н. Дорошенко. – Москва : Юрайт, 2018. – 306 с. – ISBN 978-5-534-02693-1. – Текст : непосредственный.
12. Зенина О. Н. К Вопросу об интегративной природе функций социальной работы / О. Н. Зенина. – Текст : непосредственный // Профессиональное образование. – 2018. – № 8. – С. 36 – 37.
13. Зуева А. В. Социальная работа как наука / А. В. Зуева. – Текст : непосредственный // Актуальные проблемы социально-экономического развития современного общества : сб. ст. по матер. Междунар. науч. практич. конф. – Киров : КГМУ, 2019. – С. 6–8.
14. Ищанова Б. Т. Теория и практика социальной работы с разными группами населения : учеб. пособие / Б. Т. Ищанова. – Магнитогорск : МГТУ им. Г.И. Носова, 2017. – 177 с. – ISBN 978-5-900229-48-3. – Текст : непосредственный.
15. Келасьев В. Н. Междисциплинарная модель и уровни социальной работы / В. Н. Келасьев. – Текст : непосредственный // Отечественный журнал социальной работы. – 2020. – № 3. – С. 53 – 60.
16. Келасьев В. Н. Теория социальной работы : учеб. пособие /
В. Н. Келасьев. – Москва : Юрайт, 2019. – 254 с. – ISBN 978-5-534-04390-7. – Текст : непосредственный.
17. Козьмина М. С. Социальная работа: понятие, функции /
М. С. Козьмина. – Текст : непосредственный // Научные исследования и современное образование : сб. ст. V Междунар. науч. практич. конф.– Чебоксары : Интерактив плюс, 2018. – С. 163 – 165.
18. Кононова Т. Б. Теория и методика социальной работы : история социальной работы : учеб. пособие / Т. Б. Кононова. – Москва : Юрайт, 2019. – 356 с. – ISBN 978-5-534-09378-0. – Текст : непосредственный.
19. Краснова О. В. Психология и социальная работа : монография /
О. В. Краснова. – Москва. : Ин-т переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов системы социальной защиты населения г. Москвы, 2017. – 61 с. – ISBN 978-5-394-02025-4. – Текст : непосредственный.
20. Кузнецова М. А. Теория социальной работы : учеб. пособие /
М. А. Кузнецова. – Волгоград : Волгогр. гос. ун-т, 2017. – 97 с. – ISBN 5-85534-951-9. – Текст : непосредственный.
21. Курбатов В. И. 110 вопросов и ответов по теории и практике социальной работы : учеб. пособие / В. И. Курбатов. – Москва : КноРус, 2018. – 191 с. – ISBN 978-5-406-02012-8. – Текст : непосредственный.
22. Куриленко Л. В. Социальная работа как наука и профессия /
Л. В. Куриленко. – Текст : непосредственный // Актуальные проблемы теории и практики социальной работы. – Самара : СамГУ, 2017. – С. 6–14.
23. Левагина А. Ю. Теория и методика социальной работы : учеб. пособие / А. Ю. Левагина. – Ульяновск : УлГУ, 2017. – 214 с. – ISBN 5-7695-2085-X. – Текст : непосредственный.
24. Лифимцев Д. В. Цели и функции социальной работы в экосистемной перспективе / Д. В. Лифимцев. – Текст : непосредственный // Вестник ПСТГУ. – 2019. – № 1. – С. 75–81.
25. Лыгина М. А. Философские основания теории социальной работы : специальность 09.00.11 «Социальная философия» : диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук / Лыгина М. А. ; Российский гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. – Санкт-Петербург, 2011. – 176 с. – Текст : непосредственный.
26. Медведева Г. П. Роль социальной работы в функционировании и развитии человека и общества / Г. П. Медведева. – Текст : непосредственный // Отечественный журнал социальной работы. – 2020. – № 3. – С. 19–39.
27. Никитин В. А. Состояние и проблемы развития теории социальной работы в России / В. А. Никитин. – Текст : непосредственный // Знание. Понимание. Умение. – 2019. – № 4. – С. 134–142.
28. Оганян К. М. Основные школы и подходы к построению теории социальной работы за рубежом / К. М. Оганян. – Текст : непосредственный // Научная мысль. – 2017. – № 4. – С. 15–23.
29. Павленок П. Д. Междисциплинарный характер социальной работы как один из факторов модернизационных процессов в обществе (взаимосвязь и взаимообусловленность) / П. Д. Павленок. – Текст : непосредственный // Модернизационные процессы в обществе и на железнодорожном транспорте: исторический опыт и современная практика. – Омск : ОМГУПС, 2019. – С. 298 – 301.
30. Павленок П. Д. Социальная работа: методология, теория, практика / П. Д. Павленок. Текст : непосредственный // П. Д. Павленок. – Отечественный журнал социальной работы. – 2017. – № 4. – С. 30–40.
31. Перепёлкина А. С. Теория социальной работы: объект и предмет, особенности становления и место среди других наук / А. С. Перепелкина. – Текст : непосредственный // Всероссийский научный форум студентов и учащихся : матер. III Всерос. науч. практич. конф. – Петрозаводск : Новая наука, 2021. – С. 152–157.
32. Платонова Н. М. Введение в теорию социальной работы : учеб. пособие / Н. М. Платонов. – Санкт-Петербург : СПбГИПиСР, 2019. – 188 с. – ISBN 978-5-98238-025-8. – Текст : непосредственный.
33. Приступа Е. А. Теория социальной работы : учеб. пособие /
Е. А. Приступа. – Москва : Юрайт, 2019. – 414 с. – ISBN 978-5-534-03164-5. – Текст : непосредственный.
34. Приступа Е. Н. Теория и методика социальной работы : учеб. пособие / Е. Н. Приступа. – Москва : Юрайт, 2017. – 414 с. – ISBN 978-5-534-04236-8. – Текст : непосредственный.
35. Пузиков А. Е. Психологические теории в практике социальной работы / А. Е. Пузиков. – Текст : непосредственный // Отечественный журнал социальной работы. – 2019. – № 2. – С. 37–47.
36. Румянцева А. И. Понятие социальной работы как науки, профессиональной деятельности и социального института в современном обществе / А. И. Румянцева. – Текст : непосредственный // Глобализация и национальная безопасность: человек и общество в меняющемся мире : сб. ст. по матер. Междунар. науч. практич. конф. – Йошкар-Ола : ПГТУ, 2019. – С. 159–160.
37. Студенова Е. Г. Теория социальной работы : учеб. пособие /
Е. Г. Студенова. – Москва : Юрайт, 2019. – 213 с. – ISBN 978-5-9916-1723-9. – Текст : непосредственный.
38. Студенова Е. Г. Теория социальной работы: векторы развития /
Е. Г. Студенова. – Текст : непосредственный // Отечественный журнал социальной работы. – 2017. – № 3. – С. 91–96.
39. Топчий Л. В. Методологические проблемы теории социальной работы / Л. В. Топчий. – Текст : непосредственный // Ученые записки РГСУ. – 2019. – № 10. – С. 35–45.
40. Трапезникова И. С. Социальная работа как одно из перспективных направлений вузовской науки / И. С. Трапезникова. Текст : непосредственный // Успехи современного естествознания. – 2017. – № 12. – С. 100-101.
41. Тютченко А. М. Сущность, функции, структура и уровни социальной работы / А. М. Тютченко. – Текст : непосредственный // Социальная работа: теория и практика. – 2019. – № 9. – С. 19 – 29.
42. Фирсов М. В. Теория социальной работы : учеб. пособие /
М. В. Фирсов. – Москва : Юрайт, 2020. – 455 с. – ISBN 978-5-9916-1723-9. – Текст : непосредственный.
43. Фролова А. И. Взаимосвязь социальной работы с другими науками / А. И. Фролова. – Текст : непосредственный // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. – 2019. – № 2. – С. 130–137.
44. Холостова Е. И. Социальная работа: история, теория и практика : учеб. пособие / Е. И. Холостова. – Москва : Юрайт, 2017. – 905 с. – ISBN 978-5-9916-1389-7. – Текст : непосредственный.
45. Черноглазова Л. С. Социальная педагогика и социальная работа: общее и особенное / Л. С. Черноглазова. – Текст : непосредственный // Вестник приднестровского университета. – 2019. – № 1. – С. 95 – 99.
Практика является приложением теоретических идей, способом их опредмечивания. Но, со своей стороны, предоставляет теории эмпирический материал для анализа и обобщений, и выступает в качестве её «социального заказа», ибо, как известно, теоретические исследования не самоцель, цель теории – практика. Практика социальной работы является способом апробирования и воплощения идей и методов, разработанных в рамках различных теорий социальной работы и, в то же время, обращается к теории с требованием анализа наиболее проблемных точек и противоречий социальной жизни и поиска способов их разрешения. Диалектика теории и практики, их взаимодействие и взаимопроникновение, единство, обусловливает эффективность всей социальной работы [2, 108]. Важно обеспечить единство теории и практики на деле, найти оптимальные формы их взаимодействия. Эти формы могут быть самыми разнообразными и имеют разные аспекты. Ещё в процессе обучения, знакомясь с различными теоретическими моделями социальной работы, будущий специалист впервые сталкивается с проблемой соотнесения данных теорий с реальной практической деятельностью. Часто она конкретизируется как проблема выбора теоретической модели для описания и объяснения, планирования практической деятельности – вообще или для конкретного случая [38, 91]. В целом же перед социальной работой стоит важная задача поиска институциональных форм эффективного взаимодействия теории и практики. На сегодняшний день среди них можно выделить такие, как изучение будущими специалистами теоретических основ социальной работы; прохождение студентами производственной практики в процессе обучения; участие управленцев, исследователей, преподавателей в разработке целевых социальных программ и социальных законопроектов; проведение научно-практических конференций и семинаров, на которых обсуждаются наиболее актуальные проблемы социальной работы, в частности, проблемы внедрения инновационных методов и технологий социальной работы и некоторые другие.