Формирование основ здорового образа жизни у подростков

Скачать курсовую работу, в которой исследуется формирование основ здорового образа жизни у подростков
Author image
Timur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
01.10.2023
Объем файла
120 Кб
Количество страниц
34
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Здоровье – это бесценное достояние всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им крепкого и доброго здоровья, так как это – основное условие и залог счастливой и полноценной жизни. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему активную и долгую жизнь. [1] Научные данные свидетельствуют о том, что у большинства людей есть возможность жить до 100 лет и более при соблюдении ими гигиенических правил. Многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни (ЗОЖ). Одни излишествуют в еде с почти неизбежным в этих случаях развитием склероза сосудов, ожирения, а у некоторых – сахарного диабета, другие становятся жертвами малоподвижности (гиподинамии), которая вызывает преждевременное старение, третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от бытовых и производственных забот, вечно нервны, беспокойны, страдают бессонницей, что в результате приводит к многочисленным заболеваниям внутренних органов. Некоторые люди, поддаваясь пагубной привычке к алкоголю и курению, активно укорачивают свою жизнь. Фундаментом валеологии – науки о здоровье является знание нормальной физиологии и прежде всего физиологии здорового ребенка, возрастную психологию, что позволяет формировать, сохранять, укреплять здоровье человека, гармонично развивать личность. 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. Теоретические аспекты формирования здорового образа жизни 6

1.1 Сущность понятия здорового образа жизни 6

1.2 Необходимые условия для формирования здорового образа жизни подростков 8

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию здорового образа жизни у подростков 18

2.1 Описание констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы. Диагностика подростков 18

2.2 Методика проведения формирующего этапа опытно-экспериментальной работы. Социально-педагогические условия формирования здорового образа жизни у подростков 23

2.3. Анализ и обобщение результатов контрольного этапа опытно-экспериментальной работы 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31

Приложение 1 36

Приложение 2 38

Приложение 3 39

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Арон, И. С. Педагогика : учебное пособие : / И. С. Арон ; Поволжский государственный технологический университет. – Йошкар-Ола : Поволжский государственный технологический университет, 2018. – 144 с. : табл., схем. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=496200 (дата обращения: 06.05.2022). – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-8158-2015-9. – Текст : электронный.

3. 2. Бакунина, М. И. Основы здорового образа жизни: 1–4 класс : учебное пособие / М. И. Бакунина. – 5-е изд. – Москва : Русское слово — учебник, 2017. – 65 с. : ил. – (ФГОС. Внеурочная деятельность). – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=486064 (дата обращения: 06.05.2022). – ISBN 978-5-533-00174-8. – Текст : электронный.

4. Вайнер, Э. Н. Валеология: учебник для вузов / Э. Н. Вайнер. – 11-е изд., стер. – Москва : ФЛИНТА, 2021. – 448 с. : табл., схем. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=79501 (дата обращения: 06.05.2022). – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-89349-329-0. – Текст : электронный.

5. Василькова, Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. - М., 2001. - 215 с. ISBN 978-45-3987-78

6. Гуревич, П. С. Психология : учебник / П. С. Гуревич. – Москва : Юнити-Дана, 2017. – 320 с. : ил. – (Учебники профессора П.С. Гуревича. Познание. Вера. Свершение). – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=684995 (дата обращения: 06.05.2022). – ISBN 5-238-00905-4. – Текст : электронный.

7. Дашков и К : учебник : [16+] / Е. И. Холостова, Л. И. Кононова, Г. И. Климантова [и др.] ; под ред. Е. И. Холостовой, Л. И. Кононовой. – 5-е изд., стер. – Москва : 2022. – 478 с. – (Учебные издания для бакалавров). – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=684507 (дата обращения: 06.05.2022). – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-394-04600-1. – Текст : электронный.

8. Дыхан, Л.Б. Педагогическая валеология. Уч. пособие для студентов педагогических вузов / под ред.В.С. Кукушина. - М.: ИКЦ "МарТ"; Ростов н/Д, 2017. - 538 с. (Серия "Педагогическое образование") - ISBN 5-241-00202-2

9. Ефремова, О. И. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов педагогических институтов : [16+] / О. И. Ефремова, Л. И. Кобышева ; Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), Таганрогский институт им. А. П. Чехова (филиал) РГЭУ (РИНХ). – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2017. – 173 с. : ил., табл. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=464121 (дата обращения: 06.05.2022). – Библиогр.: с. 163-167. – ISBN 978-5-4475-9217-2. – DOI 10.23681/464121. – Текст : электронный.

10. Закоркина, Н. А. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни : учебное пособие : [16+] / Н. А. Закоркина ; Омский государственный педагогический университет. – Омск : Омский государственный педагогический университет (ОмГПУ), 2019. – 146 с. : табл. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=616216 (дата обращения: 06.05.2022). – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-8268-2234-0. – Текст : электронный.

11. Ключко, О. И. Педагогическая психология : учебное пособие : [16+] / О. И. Ключко, Н. Ф. Сухарева. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2017. – 235 с. : ил. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=429195 (дата обращения: 06.05.2022). – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-4475-5216-9. – DOI 10.23681/429195. – Текст : электронный.

12. Липовая, О. А. Педагогическая психология: способы и средства оценивания в учебном процессе : учебное пособие : [16+] / О. А. Липовая ; под ред. Е. А. Макаровой ; Таганрогский институт им. А. П. Чехова (филиал) РГЭУ (РИНХ). – Ростов-на-Дону : Издательско-полиграфический комплекс РГЭУ (РИНХ), 2019. – 153 с. : табл. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=614517 (дата обращения: 06.05.2022). – Библиогр.: с. 124-143. – ISBN 978-5-7972-2610-9. – Текст : электронный.

13. Лыткина А.В., Педагогическая психология : учебно-методическое пособие : [16+] / сост. Р. А. Дормидонтов, М. В. Козуб, А. В. Лыткина, Н. Г. Отт [и др.]. – Липецк : Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2018. – 56 с. : ил. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=577113 (дата обращения: 06.05.2022). – Библиогр. в кн. – Текст : электронный.

14. Московкина, А. Г. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в семье : учебное пособие / А. Г. Московкина ; под ред. В. И. Селиверстова. – Москва : Прометей, 2015. – 252 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=426717 (дата обращения: 06.05.2022). – ISBN 978-5-9906264-0-9. – Текст : электронный.

15. Матвеев, В.Ф., Гройсман А.Л. Профилактика вредных привычек школьников: Кн. для учителя. - М., 2017, - 327 с.

16. Николаев, В. С. Двигательная активность и здоровье человека (теоретико-методические основы оздоровительной физической тренировки) : учебное пособие : [16+] / В. С. Николаев, А. А. Щанкин. – 2-е изд., стер. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2019. – 82 с. : ил. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=577707 (дата обращения: 06.05.2022). – Библиогр.: с 70-71. – ISBN 978-5-4499-0148-4. – DOI 10.23681/577707. – Текст : электронный.

17. Назарова, Е.Н. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учеб. Для студ. Учреждения высш. проф. образования / Е.Н. Назарова, Ю.Д. Жилов. - М.: Издательский центр "Академия", 2017. - 192 с. - (Сер. Бакавриат). ISBN 978-5-7695-8153-3

18. Подольская, О. А. Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии : учебное пособие : [16+] / О. А. Подольская, И. В. Яковлева. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2020. – 76 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=599639 (дата обращения: 06.05.2022). – ISBN 978-5-4499-1343-2. – DOI 10.23681/599639. – Текст : электронный.

19. Павленок, П.Д. Основы социальной работы: учебник/ Отв.П.Д. Павленок, - М.: ИНФРА, - М. - 2001, - 395 с. ISBN 5-8966-89-763

20. Соковня-Семенова, И.И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь: Учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб, заведений. - М., 1997, - 433 с.

21. Щанкин, А. А. Курс лекций по региональным проблемам формирования здорового образа жизни молодежи : учебное пособие : [16+] / А. А. Щанкин. – 2-е изд., стер. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2019. – 56 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=577691 (дата обращения: 06.05.2022). – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-4499-0143-9. – DOI 10.23681/577691. – Текст : электронный.

22. Щанкин, А. А. Курс лекций по основам медицинских знаний и здорового образа жизни : учебное пособие : [16+] / А. А. Щанкин. – 2-е изд., стер. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2019. – 98 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=577666 (дата обращения: 06.05.2022). – ISBN 978-5-4499-0140-8. – DOI 10.23681/577666. – Текст : электронный.

23. Чумаков, Б.Н. Валеология: Учебное пособие/ Б.Н. Чумаков. - 2-е изд., доп. и испр. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 407 с.

24. Абросимов, С.Д. Валеологическое образование // Воспитание школьников, №10, 2009. с.6-8

25. Ступницкий, В. П. Психология : учебник / В. П. Ступницкий, О. И. Щербакова, В. Е. Степанов. – 3-е изд., стер. – Москва : Дашков и К°, 2021. – 518 с. : ил., табл. – (Учебные издания для бакалавров). – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=684335 (дата обращения: 06.05.2022). – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-394-04338-3. – Текст : электронный.

Большинство учащихся владеет знаниями о вредных привычках: 90% учащихся выделили курение как вредную привычку, 70% - употребление алкоголя, 90% - наркоманию. Также не все учащиеся владеют достаточными знаниями о режиме дня, только 80% опрошенных выделили все правильные компоненты режима дня. К занятиям на уроках физкультуры учащиеся относятся в большей степени положительно, 70% детей занимаются спортом «с полной отдачей», кроме того, 80% учащихся ходят в различные кружки и спортивные секции. Следовательно, большинство учащихся класса склонны придерживаться ведущих принципов ЗОЖ, но реализуют их не всегда последовательно и постоянно, так всего лишь 30% учащихся делают по утрам зарядку каждый день, а 20% - лишь иногда, также 50% учащихся зарядку не делают совсем. Это говорит о том, что установка на самосовершенствование присутствует лишь у меньшинства учащихся исследуемого класса. Таким образом, на основе результатов анализа анкет можно выделить разноуровневые группы учащихся в зависимости от их знаний и представлений о здоровом образе жизни: Первая группа подростков, обладающая высоким уровнем, характеризуется наличием знаний о здоровье как физическом, психическом и нравственном благополучии, как о способности к саморазвитию потенциалов собственного организма и личности, о здоровом образе жизни как совокупности способов и форм жизнедеятельности, дающих возможность личности всесторонне совершенствоваться и развиваться. Они регулярно включают в свою жизнедеятельность основные элементы ЗОЖ.