Образ женщины и проблема дискриминации в современных российских интернет - СМИ
Введение
Актуальность темы определяется несколькими факторами. В 2020-е гг. остро встал вопрос самоидентификации женщины в современном мире. С одной стороны, современная российская женщина находится под влиянием патриархальных социальных устоев, предполагающих полярные разделения гендерных ролей. В то же время перед женщинами открываются новые социально-политические, карьерные возможности, которые они активно осваивают. При отсутствии единой гендерной системы, согласно которой женщина могла бы идентифицировать себя как «успешную» или «настоящую», она вынуждена искать или создавать новые гендерные значения.
Образ женщины в современных российских СМИ переживает ряд трансформаций под влиянием социально-политических перемен последних десятилетий. Находясь под влиянием традиционной и жесткой патриархальной традиции, с одной стороны, и набирающими силу эгалитарными принципами — с другой, российские женщины часто находятся в состоянии дискомфорта и не могут выстроить однозначную идентичность. В такой ситуации массмедиа часто становятся ведущим институтом, отражающим гендерные ценности.
Н. Д. Арутюнова отмечает, что «Современной женщине необходимо распространение принципов гуманности, доказательств необходимости соблюдать паритет во всех областях жизни нашего общества. СМИ должны широко пропагандировать новую модель жизнедеятельности женщин, освещать разрабатываемые и предлагаемые технологии и прогнозы изменения социального статуса женщин, а также знакомить с зарубежным опытом» [1].
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СОВРЕМЕННЫЙ ОБРАЗ ЖЕНЩИНЫ И ЕГО ОТРАЖЕНИЕ В СМИ………......6
1.1. Соотношение понятий «гендер» и «пол». Гендерные стереотипы и дискриминация 6
1.2.«Образ»: понятие и особенности воздействия на аудиторию СМИ 9
1.3.Роль СМИ в формировании образа женщины в сознании массовой аудитории……………………………………………………………………………….11
2 ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗА ЖЕНЩИНЫ И ОСВЕЩЕНИЕ ПРОБЛЕМ ДИСКРИМИНАЦИИ ИНТЕРНЕТ-СМИ 18
2.1 Медиаотражение темы феминизма в общественно-политических интернет-СМИ 18
2.2 Сравнительный анализ женского образа в медиа 25
2.3 Особенности освещения проблем гендерной дискриминации 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Ажгихина Н.И. Гендерные стереотипы в современных массмедиа // Женщины: свобода слова и творчества. М.: Эслан, 2021. – 450 с.
2 Ажгихина Н.И. Когда Россией будет управлять Маргарет Тэтчер? Несколько штрихов к коллективному портрету женщины-политика в российском информационном пространстве и о самом медийном пространстве // Гендерные исследования. 2017. № 16.
3 Ажгихина, Н. И. Новости женского рода / Н. И. Ажгихина // Журналист. -2015. - № 3. - С. 74.
4 Ажгихина, Н. И. Новый фундаментализм как изнанка большевизма / Н. И. Ажгихина // Журналист. - 2016. - № 6. - С. 77-78.
5 Ажгихина, Н. И. От Пекина до Нью-Йорка / Н. И. Ажгихина // Журналист. -2015. - № 4. - С. 72.
6 Айвазова С.Г. Гендерное равенство в контексте прав человека. М.: Эслан, 2021. – 700 с.
7 Альчук А.А. Метаморфозы образа женщины в русской рекламе // Гендерные исследования / ХЦГИ. Харьков. 2018. № 1.
8 Балалуева И.А. Образ женщины в современной российской прессе: ключевые характеристики и масштабы трансформации // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2013. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-zhenschiny-v-sovremennoy-rossiyskoy-presse-klyuchevye-harakteristiki-i-masshtaby-transformatsii (дата обращения: 17.04.2022).
9 Бендас Т.В. Гендерные исследования лидерства // Вопросы психологии. 2020. № 1.
10 Берн Ш. Гендерная психология. СПб.: Олма-Пресс Инвест, 2014. – 700 с.
11 Биттен, Н. Г. ИГ «За феминизм» / Н. Г. Биттен. - М., 2012. – 860 с.
12 Биттен, Н. Г. Сексизм в СМИ как проявление языка вражды в отношении женщин / Н. Г. Биттен // Журналист. - 2017. - № 3. - С. 50-54.
13 Брандт Г.А. Человек на обочине, или «Место» женщины в истории европейской философии // Адам и Ева. Альманах гендер. истории. 2012. № 4.
14 Воронина О.А. Гендерная экспертиза законодательства РФ о средствах массовой информации. Проект «Гендерная экспертиза». М.: МЦГИ, 2018. – 800 с.
15 Воронина О.А. Проблема эротики и порнографии в СМИ // Женщина и визуальные знаки / Под ред. А. Альчук. М.: Идея-Пресс, 2020.- 780 с.
16 Воронина О.А. Съезд всех съест, или Особенности российского женского самосознания на этапе суверенной демократии // Гендерные исследования. Харьков. ХЦГИ. 2018. № 18.
17 Воронина, О. А. Женщина и социализм: опыт феминистского анализа / О. А. Воронина // Феминизм. Восток. Запад. Россия. - М., 2013.
18 Воронина, О. А. Основные идеи и концепты феминистской социальной эпистемологии / О. А. Воронина // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. - 2017. - № 2. - С. 141-151.
19 Воронина, О. А. Феминизм и гендерное равенство / О. А. Воронина. - М., 2013. - 320 с.
20 Гиллиган К. Иным голосом: психологическая теория и развитие женщин // Этическая мысль: Науч.-публицист. чтения. 2011 / Общ. ред. А.А. Гусейнова. М., 2012. – 600 с.
21 Жеребкина И.А. «Прочти мое желание...»: постмодернизм, психоанализ, феминизм. М.: Идея-Пресс, 2020. – 800 с.
22 Захарова Т.Н. Посадская А.И., Римашевская Н.М. Как мы решаем женский вопрос // Коммунист. 2019. № 4.
23 Здравомыслова Е.А., Тёмкина А.А. Гендер как инструмент познания и преобразования общества / Под ред. О.А. Ворониной и др. М.: МЦГИ-Сол-тэкс, 2016. – 900 с.
24 Здравомыслова Е.А., Тёмкина А.А. Социальная конструкция гендера и гендерная система в России // Гендерное измерение социальной и политической активности в переходный период. СПб.: Центр независимых социальных исследований, 2021. – 800 с.
25 Здравомыслова Е.А., Тёмкнна А.А. Социология гендерных отношений и тендерный подход в социологии // Харьков. Социс. 2020. № 11. – С.21.
26 Здравомыслова, О. М., Кигай, Н. И. Женская тема в средствах массовой информации [Электронный ресус] / О. М. Здравомыслова, Н. И. Кигай. - URL: http://www.gorby.ru/ userfiles/file/zhenskaya_tema_v_smi.pdf (дата обращения: 14.04.2022).
27 Иригарэй Л. Пол, который не единичен // Введение в гендерные исследования. Харьков: ХЦГИ, 2021. – 600 с.
28 Кон И.С. Психология половых различий // Вопросы психологии. 1981. № 2.
29 Костикова И.В. и др. Введение в гендерные исследования: Учеб. пособие / Под общ. ред. И.В. Костиковой. М.: Аспект Пресс, 2015. – 800 с.
30 Крыкова, И. В. Феминизм в пространстве современной гуманитарной культуры / И. В. Крыкова. - Тамбов, 2019. - 188 с.- 900 с.
31 Смирнова О.В., Фролова Т.И. Гендерная проблематика в политических кампаниях: СМИ как индикатор гражданской культуры // Гендер и СМИ. Ежегодник 2018. М.: Ф-т журналистики МГУ, 2019. – 870 с.
32 Тёмкина А.А. Женский путь в политику: гендерная перспектива // Тендерное измерение социальной и политической активности в переходный период. Труды Центра независимых социальных исследований / Под ред. Е.А. Здравомысловой, А.А. Тёмкиной. СПб., 2016. № 4.
33 Томпсон Д., Пристли Д. Пол и сексуальность. М.: Социология, 2018. – 900 с.
34 Усманова А.Р. Женщины и искусство: политики репрезентации // Введение в гендерные исследования. Учеб. пособие / Под ред. И. Жеребки-ной. Ч. 1. Харьков: ХЦГИ; СПб.: Алетейя, 2021. – 800 с.
35 Фатыхов С.Г. Мировая история женщины: хронокультурологическое и фактографическое осмысление. Екатеринбург: Банк культурной информации, 2020. – 900 с.
36 Фролова Т.И. Медиаобраз мужчины в контексте гендерных противоречий современной России // Гендер и СМИ. М., 2017. – 850 с.
Интернет-журнал «Домашний очаг», на первый взгляд, бесконечно далек от рассматриваемой проблемы. Издание позиционирует себя как «журнал обо всем, что интересует женщину: красота, мода, отношения, дети, уют в доме, рецепты, здоровье, диеты, бюджет...», редко поднимает остросоциальные, политические или экономические темы [8]. Своей целевой аудиторией издание видит женщину, «которая любит свой дом и семью и посвящает им большую часть своего времени. «Домашний очаг» очень часто становится любимейшим журналом для членов одной семьи - как для мамы, так и для дочери. Женщины разных поколений находят в нем что-то полезное и интересное для себя! <...> При этом главный девиз журнала - практичность» [9]. Подобное позиционирование издания указывает на прямую трансляцию тендерных стереотипов: женщине предписывается исполнение традиционных ролей жены, матери, хозяйки, о ее реализации в профессиональной сфере или в сфере гражданских отношений не заявляется. Поэтому на страницах «Домашнего очага», как и всех изданий подобного рода, публикуются материалы, связанные прежде всего с репрезентацией отношений мужчин и женщин, семейными проблемами, а также советы по красоте, психологии, здоровью. И все же тема тендерного неравенства не обошла стороной и этот журнал. При очень большом объеме материалов (около 30-40 в день; для сравнения - в «Forbes Woman» в день на сайте публикуется 3-4 материала) в месяц выходит более 5 материалов, затрагивающих тему тендерного неравенства. Освещаются такие проблемы как недостижимые стандарты красоты и бодипозитив («Женщина, вы не умеете краситься! Почему нам навязывают мифы о красоте?» (03.03.2022), «Гордость за плюс-сайз: 5 прикольных рекламных кампаний, воспевающих красоту большого размера» (14.02.2022)), тендерные стереотипы в различных сферах и их преодоление («И это мы можем!