Гендерные (полоролевые) различия ценностных ориентаций в юношеском возрасте
Введение
Актуальность исследования. Содержание и общую направленность личности во многом определяется системой её жизненных ценностей. Она составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой. Ценностная система служит опорой для личности, без неё трудно представить полноценную жизнедеятельность человека, его взаимодействие с окружающим миром.
Юношество представляется особой социальной группой и вызывает большой исследовательский интерес у ученых психологов, социологов, так как именно она служит в роли индикатора происходящих изменений в обществе, а также предопределяет его дальнейшее развитие. В настоящее время, в ситуации ломки сложившихся установок, становится неизбежной переоценка ценностей и их кризис, что наиболее выражено проявляется в сознании именно этой социальной группы.
Проблема исследования гендерных различий в ценностных ориентациях сохраняет свою актуальность в психологии, социологии и педагогике на протяжении многих десятилетий и подкрепляется непрерывным изменением нравственных установок, принципов и взглядов в социальном пространстве как нашей страны, так и мирового сообщества в целом. Особый интерес данная проблема приобретает в юношетве, так как именно этот возрастной период является сензитивным периодом для активного формирования и становления системы ценностных ориентаций. Юноши и девушки накапливают социальный опыт, получают свое представление о жизненных ценностях, ищут смысл жизни. В постоянно изменяющихся условиях современного мира проблема поиска смысла жизни в юношестве становится как никогда актуальной. В связи с этим становится необходимым исследование ценностно смысловых ориентаций в данном возрасте.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 6
1. Общая характеристика развития теоретических представлений о ценностях и ценностных ориентациях личности. 9
1.1. Основные закономерности формирования и развития системы ценностных ориентации личности 13
1.2. Особенности формирования ценностно смысловых ориентаций в юношеском возрасте 17
2. Сущность понятия «гендер» в психологической науке 21
2.1. Феномен гендерной идентичности в структуре личности. 24
2.2. Формирование ценностных ориентаций в зависимости от полоролевой принадлежности личности. 26
3. Эмпирическое исследование гендерных (полоролевых) различий ценностных ориентаций в юношеском возрасте. 28
3.1. Организация и методы исследования 28
3.2. Анализ результатов исследования 30
3.3. Корреляционный анализ 34
Заключение 37
Список использованных источников 39
ПРИЛОЖЕНИЕ А 42
Список использованных источников
1. Абраменкова В. В. Психология : Словарь / [Абраменкова В. В. и др.]; Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Политиздат, 1990. - 494с.
2. Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Г.М.Андреева. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2006. - 363 с.
3. Бабушкин И.А. Изучение ценностей и ценностных ориентаций личности в истории психологии // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: педагогика и психология. 2021. №2(56).- 136-148 с
4. Бем С. Линзы гендера: трансформация взглядов на проблему неравенства полов: перевод с английского / С. Бем. Москва: РОССПЭН, 2004. 336 с.
5. Берн Ш. Гендерная психология: законы мужского и женского поведения / Ш. Берн. Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак, 2008. 318 с.
6. Выговская Д. Г. Проблема выбора жизненных ценностей в период юношества / Д. Г. Выговская // Наука ЮУрГУ. Секции социально-гуманитарных наук : материалы 67-й науч. конф. / Юж.-Урал. гос. ун-т.- Челябинск : Издательский центр ЮУрГУ, 2015.- С. 1045-1048.
7. Выготский Л.С. Психология развития человека. - М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. - 1136 с
8. Гуркина, А. Л. Основы формирования ценностных ориентаций личности / А. Л. Гуркина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 26 (130). — С. 648-651.
9. Елишев С. О. Теоретико-методологические подходы к изучению понятий ценность, ценностные ориентации // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2010. №3.
10. Камнева Н.А. Половые и гендерные различия в поведении людей в современном мире // Наука и образование: современные тренды. 2015. №2(8)
11. Кириченко Е. В. Гендерные аспекты социализации в семье // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2012. №2 (82).
12. Клецина И. С. Психология гендерных отношений: диссерта- ция ... доктора психологических наук / И. С. Клецина. Санкт-Петер- бург, 2004. 460 с.
13. Козлов В. В. Гендерная психология: учебник для вузов / В. В. Коз- лов, Н. А. Шухова. Санкт-Петербург: Речь, 2010. 270 с.
14. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М. 1984 с. 335.
15. Кон И.С. Ребёнок и общество. М., 2003.
16. Кондаков И.М. Психология: Иллюстрированный словарь. СПб., 2003
17. Магауова А. С. Социализация молодежи и современные молодежные субкультуры: учебное пособие.- Алматы, 2018.- 160 с.
18. Олейникова А. В. Актуализация проблемы формирования ценностно-смысловых ориентаций в юношеском возрасте // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2011. №2.
19. Психология развивающейся личности / Под ред. А. В. Петровского. — М., 1987. — 240 с.
20. Реан А. А. Психология человека от рождения до смерти. Психологический атлас человека / Под ред. А.А. Реана. СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. 651 с.
21. Словарь гендерных терминов / под ред. А. А. Денисовой. Мо- сква: Информация – XXI век, 2002. 256 с.
22. Степанова Л.Г. Особенности формирования гендерной идентичности современных юношей и девушек в контексте социально-психологического развития личности // Электронный журнал «Психологическая наука и образование».2010.№2
23. Фёдоров В. А., Благова А. С. Эволюция понятия «Ценность» // Вестник РУДН. Серия: Философия. 2016. №1.
24. Филатова А. Ф. Психология половых различий и гендерная психология // Вестник ОмГУ. 2007. №1.
25. Чикалова Н. А. Исследование личности в юношеском возрасте: уч.-метод. пособие. Магнитогорск: Издво МаГУ, 2010. 94 с.
26. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Хрестоматия по возрастной психологии / Сост. Л. М. Семенюк; Под ред. Д. И. Фельдштейна. — М., 1994. — С. 169–175.
27. Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. — 204 с.
Этапы исследования. На первом этапе производился подбор методик с последующей диагностикой в соответствии с предметом исследования. Для определения гендерных ролей использовалась методика «Полоролевой опросник», для выявления доминирующих жизненных ценностей использовалась методика «Опросник терминальных ценностей (ОТеЦ)», и для оценки общего уровня осмысленности жизни использовалась методика «Тест смысложизненных ориентаций (СЖО)». На втором этапе полученные данные были обработаны с помощью программы Statistic, с использованием r-критерия ранговой корреляции Спирмена, на основании которого произведен анализ полученных результатов и сделаны соответствующие выводы. Третий этап предполагал интерпретацию полученных данных с последующими выводами. База исследования. В исследовании приняли участие 50 испытуемых, из них 28 девушек и 22 юношей, в возрасте от 17 до 24 лет. Средний возраст юношей составил 20,8 года, а девушек - 20,6 года.