Гендерные особенности общения детей со сверстниками в дошкольном возрасте
Введение
Актуальность исследования. Изменения, произошедшие в российском обществе за последние несколько десятилетий, повлияли на жизнь дошкольников, главным образом в сфере межличностных отношений. Важность изучения межличностных отношений в процессе формирования личности определяется той ролью, которую они играют в жизни ребенка. Значительные изменения в дошкольном возрасте происходят в межличностной сфере ребенка. Важное место в задаче изучения межличностных отношений у дошкольников занимает изучение взаимоотношений детей со сверстниками. Важную роль в формировании личности ребенка играет система взаимоотношений, которую ребенок развивает с другими людьми. В дошкольном возрасте начинают складываться определенные отношения со сверстниками, что сильно влияет на формирование личности детей. Исследователи такие как Веракса.Н.В. Куницына М.И. Лисина Е.О. Смирнова В.М. Холмогорова и другие, изучая особенности взаимоотношений со сверстниками в дошкольном возрасте. Тем не менее, в настоящее время наблюдается недостаток исследований, посвященных изучению гендерных особенностей взаимоотношений дошкольников со сверстниками, что определяет актуальность данного исследования.
Содержание
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения гендерных особенностей взаимоотношений со сверстниками у детей дошкольного возраста………………5
1.1 Особенности развития детей дошкольного возраста…………………………..5
1.2 Развитие взаимоотношений со сверстниками в дошкольном возрасте……..10
1.3 Гендерные особенности взаимоотношений со сверстниками в дошкольном возрасте………………………………………………………………………….16
Выводы по первой главе……………………………………………………………19
Глава 2. Эмпирическое исследование гендерных особенностей взаимоотношений со сверстниками у детей дошкольного возраста……………20
2.1 Организация и методов эмпирического исследования………………………20
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования…………………………..25
Выводы по второй главе…………………………………………………………...27
Заключение…………………………………………………………………………29
Список литературы…………………………………………………………………31
Список литературы
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: Академия, 2009. – 672 с.
2. Бодалев А.А. Психология общения. – М.: Воронеж, 2002. – 320 с.
3. Введение в гендерные исследования / И.В. Костикова и др. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 235 с.
4. Веракса А.Н. Развитие отношений межличностной значимости в дошкольном возрасте // Социально-психологические проблемы образования. Вопросы теории и практики: Сборник научных трудов. Выпуск 4. Часть II / Под ред. М. Ю. Кондратьева. – М.: МГППУ, 2006. – С. 4-19.
5. Возрастная и педагогическая психология / И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М. Академия. – 2007. – 368 с.
6. Выготский Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО-пресс, 2003. – 1008 с.
7. Дарвиш О.Б. Возрастная психология. – М.: Владос, 2003. – 264 с.
8. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. – СПБ.: Питер. – 2011. – 701 с.
9. Клецина И.С. Психология гендерных отношений: Теория и практика. – СПб.: Питер, 2004. – 384 с.
10. Кравцова Е.Е. Педагогика и психология. – М.: Форум, 2009. – 284 с.
11. Куницына В.Н. Межличностное общение. – СПб: Питер, 2002. – 544 с.
12. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Прогресс, 2005. – 358 с.
13. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / Под ред. А.Г. Рузской. – М.: Воронеж, 2003. – 164 с.
14. Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения. – М.: Прогресс, 2004. – 239 с.
15. Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Развиваем способности дошкольников. - М.: ТЦ «Сфера», 2010. – 126с.
16. Немов Р.С. Психология. – М.: Владос, 2005. – 688 с.
17. Ожигова Л.Н. Психология гендерной идентичности личности. – Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2006. – 107 с.
18. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей / С.Д. Забрамная, О.В. Боровик. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 229 с.
19. Психология индивидуальных различий / Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М. АСТ : Астрель. – 2008. - 720 с.
20. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2006. – 432 с.
21. Рубинштейн С.Л. Основы психологии. – СПб: Питер, 2007. – 800 с.
22. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005. – 158 с.
23. Солдатова Е.Л., Лаврова Г.Н. Психология развития и возрастная психология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 379 с.
24. Сорокин Ю.А. Теоретические и прикладные проблемы речевого общения. – М.: Проспект, 2009. – 194 с.
25. Эльконин Д.Б. Избранные психологические произведения. – М.: Академия, 2003. – 452 с.
Анализ литературных источников показывает, что в дошкольном возрасте начинает формироваться многоуровневая организация психического развития. В целенаправленных ситуациях образовательного общения со взрослыми возникают более сложные субъективные произвольные формы умственной деятельности, которые предполагают учет определенного когнитивного результата и подготовительные приемы психического преобразования материала.
В дошкольном детстве родители по-прежнему придают большое значение личностному развитию ребенка. Характер общения между родителем и ребенком напрямую влияет на формирование у него определенных личностных качеств и моделей поведения. Стремление к одобрению со стороны матери становится одним из стимулов поведения для ребенка дошкольного возраста.
Гендерные особенности в дошкольном возрасте во многом определяют специфику межличностного восприятия детей, оценку сверстников с точки зрения наличия положительных и отрицательных качеств. Девочки гораздо чаще, чем мальчики, оценивают друг друга положительно, в то время как мальчики имеют больше негативных взаимных оценок.