Мировоззрение и система ценностных ориентаций человека
Введение
Одним из наиболее важных объектов исследования философии, этики, социологии и психологии на всех этапах их становления были ценности и ценностные ориентации человека, изменяющиеся с течением времени. Ценностная ориентация — это понятие социальной психологии, под которым понимается: идеологические, политические, моральные, эстетические и другие основания оценки человеком социальных объектов и событий; способ организации человеком своего поведения в соответствии с осознанными мотивами. Мировоззрение основывается на знаниях и опыте, постоянно получаемыми людьми. Оно включает в себя такие компоненты как миропонимание и мироощущение. Наше мировоззрение проявляется, прежде всего, в поступках, а выбор линии поведения зависит от наших убеждений . Мировозрение может быть научным ,религиозным ,житейским, правовым.Это не просто знание о мире и человеке, но и оценка, отношение человека к миру. Мировоззрение позволяет нам делать выбор в конкретной ситуации, опираясь на научные знания, иметь свои цели и способы их достижения, но может опираться и на чувства, настроения, эмоции. Мировоззрения конкретных индивидов могут различаться степенью осознанности, продуманности, тем, что в них преобладает – интеллект или чувства, миропонимание или мироощущение.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………....3
Глава 1. Теоретические аспекты мировоззрения и системы ценностей
1.1 Понятия и основы мировоззрения…………………………………………5
1.2 Структура мировоззрения…………………………………………………..8
Глава 2. Методы определение ценностных ориентаций
2.1 Подходы к изучению ценностных ориентаций в различных аспектах…10
2.2 Методика М. Рокича, как определение целостных ориентаций………...18
Заключение …………………………………………………………………….26
Список литературы…………………………………………………………….27
«Список используемой литературы»
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 2001. -299 с.
2. Акимов М.К., Козлов Т.В. Анализ результатов диагностических методик, ориентированных на норматив // Вопр. психологии. 2008. №5 С. 145-151.
3. Ананьев Б.Г. Возрастные особенности психических функций взрослых в период зрелости / Ред. колл.: Я.И. Петров, JI.H. Фоменко. М., 2011.
4. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М.: Изд. МГУ, 2011. - 200 с.
5. Гуревич К. М. Статистическая норма или социально-психологический норматив. // Психологический журнал, 2006. - № 3, С. 76-83.
6. Дильтей В. Описательная психология. СПб., 2012. - 160 с.
7. Жуков Ю.М. Ценности как детерминанты принятия решений. Социально психологический подход к проблеме // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. Отв.ред. Е.В. Шорохова, М.И.Бобнева. М., 2006 - С.254-278.
8. Здравомыслов А. Г., Ядов В. А., Рожин В.П. Человек и его работа (социологическое исследование)/ Под ред. А.Г. Здравомыслова, В.П. Рожина, В.А. Ядова. - М., «Мысль», 2010. - 392 с.
9. Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. - М.: Эксмо, 2013. - 416 с. (с. 26-28)
10. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. М.,2002. - 17с.
11. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 2009.- 344 с.
12. Мясищев В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологических отношений человека // Психологическая наука в России. -М.,2000.
13. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 2013. - 688 с
14. Психодиагностика: Теория и практика / Под ред. Н.Ф. Талызиной. М.: Прогресс, 2014. - 205 с.
15. Психологический анализ рисунка и текста. Потемкина О.Ф., Потемкина Е.В. СПб.: Речь, 2006 - 524 с.
16. Корнилова Т. В. Будинайте Г. Л., Геронимус И. А., Консультативная психология и психотерапия 2013 № 4 С. 165-181.
17.Леонтьев Д. А. Ценностные представления в индивидуальном групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени Архивная копия от 30 августа 2019 на Wayback Machine.
18 Исследование ценностных ориентаций М. Рокича. PSYCHOJOURNAL.RU — научно-популярный психологический портал.
19 Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. С.
Рассмотрим подробнее методику М. Рокича, как определение целостных ориентаций и ее практическое применение. Наиболее богатым и методически обоснованным направлением исследований ценностных представлений можно считать исследования, проводившиеся в конце 60-х - 70-е годы в США Рокичем, а также в других странах на основе разработанного им метода прямого ранжирования ценностей. Ценность, Рокич определяет как "устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точки зрения, чем противоположный или обратный им способ поведения, либо конечная цель существования.