Международная правосубъектность транснациональных компаний
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Проблема международной правосубъектности транснациональных корпораций стоит на повестке дня в ООН не первое десятилетие. Активные дискуссии разгораются и среди теоретиков. Транснациональные корпорации разрабатывают правила сотрудничества и функционирования на международных и региональных уровнях. Они лоббируют свои интересы и оказывают влияние не только на экономику, но и на политику, экологию, права человека и т. п. В связи с этим давно назрел вопрос определения правового положения транснациональных корпораций. Представляется логичным изучить статус транснациональных корпораций как в международном, так и в международном частном праве.
Согласно данным Европейской комиссии в настоящее время транснациональные корпорации контролируют не менее половины торгового оборота во всем мире. Сегодня насчитывается порядка 60 000 материнских компаний, с которыми связано около 500 000 дочерних структур.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО СТАТУСА ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЙ10
1.1. Особенности определения понятия и специфики транснациональных корпораций10
1.2. Виды и структура транснациональной корпорации в международном частном праве25
1.3. Международно-правовое регулирование деятельности транснациональных корпораций32
2. МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЙ: ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ПРИЗНАНИЯ39
2.1. Доктринальные подходы к пониманию международной правосубъектности транснациональных корпораций39
2.2. Проблемы международной правосубъектности транснациональных корпораций: опыт мирового сообщества48
2.3. Ответственность структурных частей транснациональной корпорации по международному частному праву65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ88
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ92
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Конвенция о транснациональных корпорациях, заключена в г. Москве 06.03.1998 [Текст] // Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. - 1998. -№ 1. - С. 20 - 25.
Вашингтонская конвенция 1965 года о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами [Электронный ресурс] // http://docs.cntd.ru/document/1902243 (дата обращения 20.02.2021).
Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву (UNCLOS) заключена в г. Монтего-Бее 10.12.1982 (с изм. от 23.07.1994). Документ ратифицирован Федеральным законом от 26.02.1997 № 30-ФЗ [Текст] // Бюллетень международных договоров. - 1998. - № 1. - С. 3 – 168.
Хартия экономических прав и обязанностей государств: принята 12.12.1974 Резолюцией 3281 (XXIX) на 2315-ом пленарном заседании 29-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН [Текст] // Действующее международное право. Т. 3. - М.: Московский независимый институт международного права, 1997. - С. 135-140.
Регламент Совета Европейского Союза 2157/2001 от 8 октября 2001 г. о Статуте Европейской компании (SE) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант плюс». Режим доступа: локальный (дата обращения: 24.02.2022).
Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993, с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 04.02.2022).
Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: федеральный закон от 30 нояб. 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. 25.02.2022) [Текст] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 32. - Ст. 3301; 2022. - № 2 (ч. I). - Ст. 43.
Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть третья от 26 ноября 2001 года № 146-ФЗ [Текст] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - № 49. - Ст. 4552.
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Ф
Государственное регулирование деятельности транснациональной корпорации (ТНК) имеет особую специфику ввиду особенностей самой экономической природы транснациональной корпорации. Более того, сама по себе транснациональная компания не является единым субъектом права, она представляет собой организацию нескольких (иногда десятков, а то и сотен) самостоятельных в правовом отношении юридических образований.
Первым вопросом при взаимодействии транснациональной корпорации и государства является вопрос выделения транснациональной корпорации как самостоятельного субъекта экономических отношений. Ограничительное регулирование включает:
– полное или частичное запрещение деятельности иностранных предприятий в определенных сферах экономики и регионах страны;