Социальные и личностные факторы в развитии творческой одаренности
Введение
Личность является предметом изучения многих психологических исследований. Пути ее формирования в младшем школьном и подростковом возрасте изучались большинством авторов в отечественной психологии (Б.Г.Ананьев, А.А.Бодалев, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, Я.Л.Коломинский, А.В.Захарова, И.С.Кон, А.Н.Леонтьев, Н.Л.Менчинская, В.С.Мерлин, А.В.Петровский, Д.И.Фельдштейн, Г.А.Цукерман, В.Э.Чудновский, Д.Б.Эльконин и др.). Нередко яркой нитью в различных трудах психологов мелькает мысль о том, что личностные особенности воздействуют на развитие других психологических феноменов.
Автор концепции творческой одаренности А.М.Матюшкин в частности пишет, что можно рассматривать ''одаренность как общую предпосылку творчества в любой профессии, в науке и в искусстве, как предпосылку становления и развития творческой личности, способной не только к созданию нового и открытию новых законов, но и к самовыражению, к самораскрытию в произведениях литературы и искусства; личности не только решающей,
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОЙ ПРОБЛЕМЫ ТВОРЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ 5
1.1. Понятия творческой одаренности в психолого-педагогической литературе 5
1.2. Зависимость и связи творческой одаренности 8
Выводы по 1 главе 10
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ И ЛИЧНОСТНЫЕ АСПЕКТЫ ТВОРЧЕСКОЙ ОДАРЁННОСТИ 11
2.1. Социальные факторы развития творческой одарённости 11
Вывод по 2 главе 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПСИСОК 21
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Психология одаренности детей и подростков [Текст]: учебное пособие / Под редакцией Н.С. Лейтеса - М.: Издательский центр «Академия», 1996. - 416 с.
2. Факторы, влияющие на развитие одарённости [Электронный ресурс] URL: https://studbooks.net/2028307/pedagogika/faktory_vliyayuschie_razvitie_odarennosti. (Дата обращения 10.05.2021).
3. Социальные факторы развития одарённости от 22-10-2015 [Электронный ресурс] URL: https://studopedia.ru/18_9653_sotsialnie-faktori-razvitiya-odarennosti.html. (Дата обращения 11.05.2021).
4. Творческая одарённость и её развитие [Электронный ресурс] URL: https://infourok.ru/tvorcheskaya-odarennost-i-ee-razvitie-1032106.html. (Дата обращения 12.05.2021).
5. Особенности развития личности одаренного ребенка и его проблемы социализации [Электронный ресурс] URL: https://www.bestreferat.ru/referat-189544.html. (Дата обращения 13.05.2021).
6. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности [Текст]: учебное пособие / Л.И. Божович. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 212с.
7. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. Т. II [Текст]: / Под редакцией А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова и Н.В. Кузьминой. - М.: Педагогика, 1980. - 288 с.
8. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст]: учебное пособие / Л.С. Выготский. - СПб: СОЮЗ, 1997. – 96 с.
9. Психология одаренности: от теории к практике [Текст]: учебное пособие / под ред. Д.В.Ушакова. – М.: ПЕР СЭ, 2000. - 352 с.
10. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников [Текст]: учебное пособие / Н.С. Лейтес. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 319 с.
11. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования [Текст]: учебное пособие / М.А. Холодная. - М.: Барс; Томск, 1997. - 391 с.
12. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей [Текст]: учебное пособие / Н.Б. Шумакова. - М.; Изд-во МПСИ; Воронеж, 2003. - 334 с.
13. Хеллер К.А. Лонгитюдное исследование о
Шкала разброса интеллекта у мужчин колеблется среди «очень умных» и «очень глупых», у женщин же преобладает уровень «просто умных». Но влияние среды тоже нельзя отменять.
Многократно замечено: женский интеллект имеет большее развитие в вербальном (словотворческом) направлении, мужской склонен к пространственному мышлению. Вероятнее всего из девочек получится писатель, поэт или политик а полководец, художник, математик, архитектор-это мужская предрасположенность. [1].
Выводы по 1 главеВ первой главе нами было рассмотрено понятие одаренности, возможные факторы её развития и её виды на наглядных примерах. Зависимость шансов возникновения у семейной пары одаренного ребенка на генетическом уровне и в зависимости от социальной среды не возможно предсказать.
Таким образом, выяснили, что у детей творческая одаренность от части предопределена в зависимости от пола. Девочки к гуманитарным наукам а мальчики к более точным наукам, склонным к хорошему простран