Психологические проблемы в подростковом возрасте
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы настоящей работы заключается в том, что подростковый возраст - время бурного и во многом противоречивого развития, сменяющего период сравнительно спокойного роста и накопления сил у младших школьников. В это время происходят значительные изменения и в организме, и в психике ребенка, играющие исключительно важную роль в формировании личности человека. Не случайно французский философ - Ж. Руссо назвал подростковый возраст "вторым рождением".
Подростковый период - определенный отрезок жизни между детством и зрелостью. Обычно подростковый период рассматривается как промежуточная ступень между детством и взрослой жизнью, причем проходит он для каждого по-разному и в разное время, но в конце концов большинство подростков обретают зрелость. В этом смысле подростковый период можно уподобить переброшенному между детством и зрелостью мосту, по которому каждый должен пройти, прежде чем стать ответственным и творческим взрослым человеком.
Современного подростка описывают Л.С. Выготский, И.С. Кон, Д.Б. Эльконин и Л.И. Божович и др. Их исследования лежат в русле культурно-исторической концепции Л.С. Выготского. Проблема интересов в переходном возрасте является ключом ко всей проблеме психологического развития подростка. Так, например, повышенную обидчивость, негативизм, агрессивность ребенка Л.И. Божович связывает с неудовлетворенностью потребности в общении, в реализации личностно значимых притязаний.
Оглавление
Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ПОДРОСТКОВ 6
1.1 Актуальные проблемы современных подростков 6
1.2 Кризис отрочества и его основные проблемы 12
1.3 Проблемы межличностных отношений в период подросткового возраста 18
Выводы по первой главе 26
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ПОДРОСТКОВ 28
2.1 Организация и методы исследования 28
2.2 Методы эмпирического исследования 29
2.3 Результаты исследования 33
Выводы по второй главе 37
Заключение 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М., 1999
2. Алферов А.Д. Психология развития школьника. - Ростов-на-Дону, 2000
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968
4. Божович Л.И. Этапы формировании личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1979. №4
5. В мире подростка / Под ред. Г.Н. Филонова. - М., 1989
6. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред.Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой. - М., 1967
7. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. - СПб., 2004
8. Драгунова Т.В. Подросток в кругу сверстников: особенности взаимоотношений // Семья и школа. - 1975. - №1
9. Драгунова Т.В. Психологические особенности подростка // Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. - М., 1979
10. Кле М. Психология подростка: Психосексуальное развитие. - М., 1991
11. Кон И.С. Дружба. - М., 1980
12. Кон И.С. Психология старшеклассника. - М., 1980
13. Краковский А.П. О подростках. - М., 1970
14. Крысько В.Г. Этнопсихология и межнациональные отношения. - М., 2002
15. Крутецкий В.А. Возрастные психологические особенности подростка // Советская педагогика. - 1970. - №1
16. Леонтьев А.А. Психология общения. - М., 2004
17. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М., 1986
18. Лиханов А.А. Драматическая педагогика: Очерки конфликтных ситуаций. - М., 1990
19. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога. - М., 2004
20. Мир детства: Подросток / Под ред.А.Г. Хрипковой. - М., 1989
21. Миславский Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. - М., 1991
22. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. - М., 2001
23. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. - М., 1984
24. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М., 1999
25. Нартова-Бочавер С. Психология личности и межличностных отношений. - М., 2001
26. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн.2. Психология образования. - М., 1998
27. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн.3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. - М., 1998
28. Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков. - М., 2002
29. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М., 1969
30. Психология развития / Под ред. Т.Д. Марцинковской. - М., 2001
31. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2-х кн. Кн.1. Система работы психолога с детьми разного возраста. - М., 2000
32. Снайдер Д. Курс выживания для подростков. - М., 1995
33. Современный подросток: проблемы жизнедеятельности. - М., 1999
34. Соловейчик С. Педагогика для всех: Книга для будущих родителей. - М., 1997
35. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. - М., 1989
36. Хухлаева О.В. Психология развития и возрастная психология. - М., 2020
Таких методов, с помощью которых в психологии изучаются человеческие взаимоотношения, довольно много, и рассмотреть их все в настоящей работе не представляется возможным. Однако из таких методов все же можно отобрать несколько достаточно валидных и надежных - таких, которые дают разностороннюю и ценную информацию о положении данного человека в системе межличностных отношений в малой группе. Часть таких методов характеризует персональное отношение данного человека к другим людям, иные - положение данного человека в системе сложившихся внутригрупповых отношений, третьи - психологию той социальной группы, в которую входит данный индивид и в систему, межличностных отношений которой он включен. Из таких методов для анализа межличностных отношений в данной главе нашего исследования мы выбрали три методика "Семантический дифференциал", "Социометрическая методика", "Оценка отношений подростка с классом", и считаем их достаточными для общей характеристики положения человека в системе межличностных отношений тех самых групп, участником которых он является.