Иммунитеты в уголовном судопроизводстве
Введение
Актуальность темы исследования. В целях создания эффективной системы гарантий деятельности некоторых категорий выборных и должностных лиц органов законодательной, исполнительной и судебной власти в уголовно-процессуальном законодательстве Российской Федерации в их отношении предусмотрены специальные правила уголовного судопроизводства, т.е. иммунитеты.
Применительно к уголовно-процессуальному законодательству понятие "иммунитет" может пониматься как освобождение от выполнения процессуальных обязанностей и ответственности. В уголовно-процессуальном, как и в уголовном законодательстве, возможно его введение. Это означает, что некоторые лица - депутаты, судьи, прокуроры, близкие родственники лица, привлекаемого к уголовной ответственности, - в определенных ситуациях могут иметь возможность не давать показаний, не привлекаться к ответственности.
Актуальность исследования обусловлена значением иммунитетов в уголовном судопроизводстве.
Оглавление
Введение3
Глава I. Иммунитеты в российском праве5
1.1. История развития законодательства, регулирующего производство в отношении отдельных категорий лиц5
1.2. Понятие иммунитета в уголовном судопроизводстве10
1.3. Виды иммунитетов14
Глава 2. Особенности уголовного производства по делам в отношении лиц обладающих иммунитетом19
2.1. Категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам19
2.2. Особенности возбуждения уголовного дела, производства следственных и иных процессуальных действий в отношении отдельных категорий лиц24
Заключение29
Библиографический список 30
Библиографический список
Международные правовые акты
"Венская конвенция о дипломатических сношениях" (заключена в г. Вене 18.04.1961) // Ведомости ВС СССР. 29 апреля 1964 г. N 18. Ст. 221.
Нормативные правовые акты
"Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 30.04.2021, с изм. от 13.05.2021) // Собрании законодательства Российской Федерации от 24 декабря 2001 г. N 52 (часть I) Ст. 4921.
Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации" от 26.06.1992 N 3132-1 // "Российская газета", N 170, 29.07.1992.
Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. 2020. 04 июля.
Федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации" от 10.01.2003 N 19-ФЗ // "Собрание законодательства РФ", 13.01.2003, N 2, Ст. 171.
Федеральный закон "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" от 20.08.2004 N 113-ФЗ // "Собрание законодательства РФ", 23.08.2004, N 34, Ст. 3528.
Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" от 31.05.2002 N 63-ФЗ // "Собрание законодательства РФ", 10.06.2002, N 23, Ст. 2102.
Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 N 184-ФЗ // "Собрание законодательства РФ", 18.10.1999, N 42, Ст. 5005.
Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 01.07.2021) "О Конституционном Суде Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 25.07.1994, N 13, Ст. 1447.
Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 N 1-ФКЗ (ред. от 09.11.2020) "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 03.03.1997, N 9, Ст. 1011.
Исходя из ст. 93 Конституции Российской Федерации, Президенту может быть предъявлено обвинение в совершении довольно узкого круга преступлений, к которым относится государственная измена и иные тяжкие преступления. Предъявление Президенту Российской Федерации обвинения в совершении преступлений, не указанных в соответствующей статье Конституции РФ, могло бы повлечь для него определенные правовые последствия, например, приостановление полномочий на какой-то срок и т. п.
Кроме того, Конституция РФ устанавливает весьма сложный порядок привлечения к уголовной ответственности Президента РФ. По сути, президентский иммунитет является не личной привилегией гражданина, а должностным средством защиты публичных интересов.