Феномен куклы в традиционной культуре народов Арктики (ительмены, коряки, эвены)
ВВЕДЕНИЕ
Необходимость изучать происхождение народов, их особенности, традиции и язык издавна присуща человечеству. Интерес людей к собственным корням растет. Наша страна огромна. На его просторах так много неизведанного и неизученного. Уникальность земель Арктики, их традиции и феномен куклы, например, вызывают неподдельный интерес к традициям народов Севера. Изучение феномена куклы непрерывно связано с традициями и опытом человека. Кукла – дает возможность увидеть себя со стороны, являясь своего рода отражением человека. С древних времен она была его постоянным спутником. Образ куклы привлекал исследователей из разных областей знаний - искусствоведения, культурологии, педагогики, философии, эстетики, истории. С точки зрения науки, человек воспринимает образы, а не предметы. Все наши умственные операции связаны с образами, каждый сенсорный опыт субъективен. Первые известные нам куклы связаны с обрядами, ритуалами первобытного общества в их мировоззрении.
Содержание
Введение3
Глава I .Кукла как явление культуры7
1.1. Кукла в пространстве культуры: зарождение и эволюция7
1.2. Образ куклы в этнографии: история изучения24
1.3. Классификация кукол29
Глава II.Кукла в традиционных верованиях и обрядах народов Севера39
2.1. Кукла в этнической традиции: происхождение и образ39
2.2. Обрядовые куклы: фуекции и семантика52
2.3. Опыт реконструкции традиционной одежды коряков, ительменов и эвенов на примере авторской куклы69
Заключение90
Список использованной литературы
Приложение 1. Функции кукол102
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Barbie. 10 фактов про куклу, которая зарабатывает миллиардыhttps://bcs-express.ru/novosti-i-analitika/barbie-10-faktov-pro-kuklu-kotoraia-zarabatyvaet-milliardyhttp
Абдина Раиса Петровна, Тугужекова Валентина Николаевна Семиотический подход к изучению национального костюма в традиционной культуре хакасов // Манускрипт. 2017. №11 (85). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/semioticheskiy-podhod-k-izucheniyu-natsionalnogo-kostyuma-v-traditsionnoy-kulture-hakasov (дата обращения: 14.01.2022).
Алексеев А.А. Забытый мир предков: Очерки традиционного мировоззрения эвенов Северо-Западного Верхоянья. – Якутск: Ситим, 1993. – 94 с.
Арушанов С З Оберег камчатских Ительменов — ключ к матрице Мирозданияhttp://amenra.ru/?p=350
Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре: Структурно-семантический анализ восточнослаявнских обрядов. – СПб.: Наука, 1993. – 240 c.
Баранова Д.Н. Использование традиций в проектировании куклы в историческом и народном костюме // Традиционное прикладное искусство и образование. 2020. №1 (32). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-traditsiy-v-proektirovanii-kukly-v-istoricheskom-i-narodnom-kostyume (дата обращения: 14.01.2022).
Бартрам Н. Д. От игрушки к детскому театру. Л., 1925.,Образцов С. В. Актер с куклой. М.; Л.: Искусство, 1938. , Образцов С. В. Кукольные театры разных стран // В поисках жанра. М.: ВТО, 1960.
Бахтин М. М. Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве [Электронный ресурс]. – URL: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/ bahtin/probl_sod.php (Дата обращения: 11.01.2022).
Беликина В. В. Проблема возрождения традиционной тряпичной куклы как фактора российского декоративно-прикладного искусства конца XIX - начала XXI в // Вестник НАСА. 2017. №1 (13). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-vozrozhdeniya-traditsionnoy-tryapichnoy-kukly-kak-faktora-rossiyskogo-dekorativno-prikladnogo-iskusstva-kontsa-xix-nachala
К ним прилагалась видео история, пропагандирующая семейные ценности на основе которых можно успешно прививать детям исламские традиции. Это дополняло общий визуальный образ кукле, формировало целостную концепцию.
Производители игрушек Китая, Японии и Индии в будущем запланировали создание этно специфических вариантов куклы Барби.
В последние время очень популярны куклы-образы политиков и известных людей (Сара Пейлин, Барак Обама, и др.). Очень распространенной практикой замещения конкретного человека с использованием куклы проводится в современной визуальной культуре.