Методы исследования творческих способностей в современной психологии
Введение
Актуальность исследования. Творческие способности — далеко не новый предмет исследования. В настоящее время обществу требуются креативные, творческие люди, умеющие нестандартно подходить к решению разного рода социально-экономических, культурных проблем. Большая значимость творческих способностей для психолого-педагогической проблематики в настоящее время обуславливается спецификой современного социального опыта, который должны усвоить последующие поколения, а также динамичностью и нестабильностью данного опыта. Современное общество, изменяясь и развиваясь, предъявляет к человеку всё более высокие требования. Для того, чтобы быть востребованным, необходимо привносить в него что-то новое своей деятельностью, т.е. быть незаменимым. А для этого, что очевидно, деятельность должна носить творческий характер.
Содержание
Введение1
Глава 1. Теоретические основы изучения творческих способностей2
1.1 Определение творческих способностей, функции3
1.2 Теории творчества4
1.3 Изучение творческих способностей в психологии5
1.4 Виды творчества6
1.5 Уровни (типы) творчества.............................................................................7
Выводы по главе 1
Глава 2. Изучение методов диагностики творческих способностей……………………………………………………………………...8
2.2 Описание методов диагностики творческих способностей
2.3 Тест на мышление и креативность. Определение типов мышления и уровня креативности.
Выводы по главе 2
Заключение
Библиография
Библиография
Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. Учеб. пособие. - М.: Академия, 2002. - 320 с.
Дружинин В.Н. Психология общих способностей - Издательство “Наука”, 1994 г.
Краткий психологический словарь // Под общ. ред. А.В Петровского, М.Г. Ярошевского. - Ростов н/Д.: Феникс, 1999.
Лук А. Н. Творчество //"Наука и жизнь" 1973, № 1, С. 76 - 80; № 2, С. 79 - 83.
Лук А. Н., Мышление и творчество. М., Политиздат, 1976.
Второе направление — метод модельных экспериментов. Например, моделью творческого решения может служить задание, в котором предлагается, не отрывая карандаша от бумаги, четырьмя отрезками "пройти" через девять точек, расположенных в три ряда, по три точки в ряду. Даже на такой примитивной модели удается получить ценную информацию.
Но в модельных экспериментах есть важный недостаток. Испытуемому предлагают сформулированную задачу и предупреждают, что она имеет решение. Уже само по себе это подсказка. Между тем творческий процесс включает в себя не только решение проблемы, но и особую зоркость в поисках проблем, дар увидеть проблему там, где для других все ясно, умение сформулировать задание. Это особая "сензитивность", или восприимчивость, к несоответствиям и пробелам в окружающем мире, и прежде всего к расхождениям между принятыми теоретическими объяснениями и реальностью.