Исследование учебной мотивации старшеклассников
ВВЕДЕНИЕ
В поведении человека есть две функционально взаимосвязанные стороны: побудительная и регуляционная. Побуждение обеспечивает активизацию и направленность поведения, а регуляция отвечает за то, как оно складывается от начала и до конца в конкретной ситуации. Эти понятия включают в себя представление о потребностях, целях, стремлениях, имеющихся у человека, о внешних факторах, которые заставляют его вести себя определенным образом, об управлении деятельностью в процессе ее осуществления и о многом другом. Среди всех понятий, которые используются в психологии для описания и объяснения побудительных моментов в поведении человека, самыми общими, основными являются понятия мотивации и мотива.
Формирование мотивации учебной деятельности в старшем школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Актуальность исследования.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ, КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ……………………………………………………………. 6
1.1. Проблема мотивация учебной деятельности в отечественной и зарубежной литературе ………………………………………………... 6
1.2. Особенности формирования мотивации учебной деятельности старшеклассников ………………………………………………...... 11
Выводы по первой главе …………………………………………… 18
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ …………………………………………. 20
2.1. Организация исследования учебной мотивации старшеклассников ……………………………………………….. 20
2.2. Анализ и интерпретация полученных данных. Статистическая обработка результатов ………………………………………....... 23
Выводы по второй главе ……………………………………….... 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………….. 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………….. 35
ПРИЛОЖЕНИЯ ……
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка. Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М.: Педагогика, 1972. – С. 58–63.
2. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. Вопросы психологии. – М.: Институт практической психологии, 1979. – С. 14–26.
3. Гордеева Т.О. Мотивация учебной деятельности школьников и студентов: структура, механизмы, условия развития: дис. ... канд. псих. наук. – М., 2013. – С. 23–25.
4. Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения. – М.: Смысл: Издательский центр Академия, 2015. – 336 с.
5. Гордеева Т.О. Мотивация: новые подходы, диагностика, практические рекомендации. Сибирский психологический журнал. – 2016. – № 62. – С. 38 – 53.
6. Гордеева Т.О., Лункина М.В. Источники оптимистического мышления и благополучия старших школьников. Вопросы психологии. – 2018. – № 5. – С. 13 – 32.
7. Гордеева Т.О., Сычев О.А. Мотивация самоуважения и уважения другими как факторы академических достижений и настойчивости в учебной деятельности. Психологический журнал. – 2016. – №2. – С. 57 – 68.
8. Гордеева Т.О., Сиднева А.Н. От чего зависит желание старших школьников учиться. Структура предметной мотивации школьников, обучающихся в рамках разных образовательных систем. Вестник РФФИ. – 2019. – № 4. – С. 25 – 34.
9. Гордеева Т.О., Сычев О.А. Интеллект, мотивация и копинг-стратегии как условия академических достижений школьников. Вопросы психологии. – 2015. – № 1. – С. 15 – 26.
10. Драгунова Т.В. Психологические особенности подростка. Возрастная и педагогическая психология. – М.: Издательство академии педагогических наук РСФСР, 1979. – С. 29 – 37.
11. Иванова Т.Ю., Леонтьев Д.А. Современные проблемы изучения личностных ресурсов в профессиональной деятельности. Организационная психология. – 2018. – № 1. – С. 85 – 121.
12. Кулагина И.Ю. Развитие мотивационно-потребностной сферы в школьных возрастах. М.: ФГБОУ ВО Московский государственный психолого-педагогически
Осознание некоторого предмета общественной ценностью предшествует его превращению в личную ценность для самого человека. Учебная мотивация – частный вид мотивации, включенный в деятельность учения.
Установлено, что учебная деятельность побуждается иерархией мотивов, имеющих разное происхождение и разную психологическую характеристику. Одни из них – это познавательные мотивы, заложены в ней самой, связаны с содержанием и процессом учения. Другие – это так называемые социальные мотивы учения, хотя и лежат вне самого учебного процесса, однако могут существенно влиять на его результат. Они порождаются всей системой существующих отношений между ребенком и окружающим миром, связаны с потребностями в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, в желании занять определенное место в системе социальных отношений.