Особенности переживания чувства стыда детьми младшего школьного возраста
ВВЕДЕНИЕ
Тревожность как один из феноменов психического развития считается наиболее распространенным из всех тех, которые встречаются в школьной психологической практике. Микляева А.В., доктор психологических наук, доцент кафедры психологии человека РГПУ им. А. И. Герцена, считает, что в настоящее время число детей, которые отличаются эмоциональной неустойчивостью, повышенным беспокойством, неуверенностью, увеличилось. В связи с этим, в последние двадцать лет вопросу тревожности и её психологической коррекции в младшем школьном возрасте уделяется существенное внимание, потому что от степени проявления тревожности современного школьника зависят его взаимоотношения с коллективом и социумом в целом, эффективность его адaптaции к новым условиям. Многочисленные актуальные вопросы, связанные с проблемой школьной тревожности и её коррекции, раскрыты в работах отечественных психологов
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….……………3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПОНЯТИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ……………………………………………………………………………………..5
1.1 Исследование проблемы тревожности в отечественной и зарубежной литературе ....………………………………….…………………………………5
1.2 Причин и формы проявления школьной тревожности …………………..10
1.3 Оcобенноcти проявления тревожноcти у детей млaдшего школьного возрacтa…………………………………………………………………………20
РАЗДЕЛ II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ….……………………….……….28
2.1 Организация и анализ психодиагностического исследования тревожности младших школьников…………………………………………………..……….28
2.2 Рекомендации по снижению уровня тревожности у детей младшего школьного возраста для родителей и педагогов………………………………30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ .……………………………37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Александрова, Ю.И. Психофизиология - 3-е издание доп. и перераб. /Ю.И.Александрова.- СПб.: Питер, 2007. - 464с.
Альманах психологических тестов./ под редакцией В. Агибалова. – М.: КСП, 2011. – 400 с. ил.
Аракелов Н., Шишкова Н. Тревожность: методы ее диагностики и коррекции. / Н. Аракелов// Вестник МУ, сер. Психология, 1998., - № 1, с. 18.
Баданина, Л.П. Соотношение психологических и нейропсихологических коррелятов эмоциональной неустойчивости у младших школьников: Афтореф. дис. канд. наук. /Л.П.Баданина.- Спб.: Питер, 1996. – 14 с.
Безруких, М.М., Ефимов, С.П. Ребенок идет в школу. Знаете ли вы своего ученика?/ М.М. Безруких, С.П. Ефимов. - М.: Просвещение, 2004.- 188с.
Битянова, М.Р. Адаптация ребенка к школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка./М.Р.Битянова. - М.: Изд-во Просвещение, 1997.- 250 с.
Бойко, В.В. Психологическое содержание экзаменационной ситуации./В.В. Бойко. - М.: Изд-во МГУ, 1997 – 201 с.
Браун Д., Пеллер Дж. Введение в психотерапию: принципы и практика психодинамики / Пер. с англ. Ю.М. Яновской. - М.: Независимая фирма Класс, 1998. – 224 с.
Вегнер, А.Л. Выявление и коррекция неблагоприятных вариантов развития личности детей и подростков./А.Л. Вегнер. - М.: Изд-во Наука, 2000 – 125 с.
Вострокнутов, Н.В. Школьная дезадаптация: ключевые проблемы диагностики и реабилитации / Н.В. Вострокнутов // Вопросы психологии, 1999- №4, с. 21-28.
Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии./Выготский Л.С. – М.: Просвещение, 2007. – 224 с.
Диагностика развития младших школьников: психологические тесты./ сост. Т.Г. Макеева. - Ростов на Дону: Феникс, 2008 - 90 с.
Долгова, В.И., Аркаева, Н.И., Капитанец, Е.Г. Инновационные психолого-педагогические технологии в начальной школе: монография./В.И. Долгова, Н.И. Аркаева, Е.Г. Капитанец. – М.: Издательство Перо, 2015. – 200 с.
Для полноценного отдыха и восстановления сил ребенку необходим как минимум один полноценный выходной в неделю, когда он может не возвращаться к выполнению домашних заданий и других школьных дел. Учащиеся, получающие домашние задания на выходные, характеризуются более высоким уровнем тревожности, чем их сверстники, имеющие возможность полностью посвятить воскресенье отдыху.
И, наконец, свой вклад в перегрузки учащихся вносит принятая длительность урока. Наблюдения за поведением детей в течение урока показывают, что за первые 30 минут урока ребенок отвлекается более чем в три раза меньше, чем за 15 последних. Тогда же относительно возрастает и уровень школьной тревожности. Наверное, именно поэтому длительность урока в современной начальной школе составляет 30 минут в первом классе, 35 – во втором, а в третьем и четвертом – 45.