Гражданско-правовая защита чести, достоинства и деловой репутации по законодательству Российской Федерации
Введение
В последние годы российская судебная статистика неизменно фиксирует рост поступления в суды исков о защите чести, достоинства и деловой репутации. Такие иски обычно предъявляют юридические лица и граждане, которые считают, что в средствах массовой информации или каким-либо иным способом о них распространены порочащие, недостоверные сведения, ущемляющие их права и законные интересы.
Развитие рыночных отношений, неизбежная при этом конкуренция делают достаточно актуальным вопрос о защите чести достоинства и деловой репутации. Особенно в случаях распространения порочащих сведений средствами массовой информации.
Все дело в том, что рассматривая дела данной категории, суды общей юрисдикции вправе и обязаны обеспечивать должное равновесие при использовании конституционного права на защиту чести и достоинства, с одной стороны, и права на свободу слова - с другой.
Введение 3
Глава 1. Честь, достоинство и деловая репутация как объекты правовой защиты граждан 8
1.1Становление и развитие права на защиту чести, достоинства и деловой репутации 8
1.2 Понятие чести, достоинства и деловой репутации граждан 13
1.3 Право на защиту чести, достоинства и деловой репутации в современном законодательстве России 16
Глава 2. Понятие деловой репутации юридического лица 27
2.1. Значение термина «деловая репутация» 27
2.2. Деловая репутация как объект прав юридического лица, в том числе корпорации 38
2.3. Содержание права на деловую репутацию юридического лица 49
Глава 3. Осуществление и защита права на деловую репутацию корпорации 53
3.1. Развитие законодательства о защите деловой репутации юридического лица 53
3.2. Защита деловой репутации юридического лица 64
Заключение 70
Список используемой литературы 73
Список используемой литературы
«Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 21.12.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.12.2021)
"Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 30.12.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2022)
Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 01.07.2021) "О средствах массовой информации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2021)
Постановление Пленума ВС РФ от 24 февраля 2015 г. № 3 «О судебной практике по делам о защите чести достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц»// БВС. 2015 № 12 Ст. 276
Анисимов А. Л. Честь, достоинство, деловая репутация: гражданско-правовая защита. - М.,2015 г.
Афанасьев Р.Н. Судебный порядок защиты чести, достоинства и деловой репутации//Юрист 2015 № 2
Абдурахманов Д.К. Подведомственность дел о защите чести, достоинства и деловой репутации // Наука сегодня: теоретические и практические аспекты материалы международной научно-практической конференции: в 2 частях. Научный центр «Диспут». 2017. С. 112-115.
Авдонина С.В. Товарные знаки и знаки обслуживания. Деловая репутация и ее отличия от товарного знака // Формирование, управление и оценка стоимости бренда Материалы научно-практической студенческой заочной конференции. Ответственный редактор В. Ю. Сутягин. 2016. С. 4-10.
Айозба А.С. Защита деловой репутации субъектов предпринимательского права // Вестник магистратуры. 2016. № 10-2 (61). С. 77-79.
Александрова Н.В. Проблемы компенсации морального вреда как способа защиты гражданских прав в решениях Верховного Суда Чувашской Республики // Oeconomia et Jus. 2016. № 3. С. 42-47.
М. Н. Малеина дает еще более широкую трактовку понятия «деловая репутация», чем А. М. Эрделевский, когда утверждает, что она «представляет собой набор качеств и оценок, с которыми их носитель ассоциируется в глазах своих контрагентов, клиентов, потребителей, коллег по работе, поклонников (для шоу-бизнеса), избирателей (для выборных должностей) и персонифицируется среди других профессионалов в этой области деятельности». Более широкой данную трактовку можно признать потому, что для поклонников в шоу-бизнесе или коллег по работе могут иметь значение и такие качества лица, которые, безусловно, его персонифицируют, но социально значимыми признаны быть не могут (например, внешний облик эстрадного певца).
А. А. Власов полагает, что репутация - это «суть, объединенная в целое, пропорция сведений положительных и отрицательных о качествах (достоинствах и недостатках) объекта, известных окружающим и в силу этого отраженных в общественном сознании как мнение»
1. Автор подчеркивает, что репутация – это всегда мнение, которое создается на основе имеющейся подробной информации о том или ином объекте, поэтому репутация не всегда является адекватным отражением реальных свойств объекта. В то же время это мнение должно быть обоснованным, устоявшимся, хотя в ряде случаев может носить подвижный характер, поскольку информация по этому вопросу изменчива.