Современные модели достижения личностью успеха
На обывательском языке упоминание данных понятий побуждает человека выделить любые индивидуальные характеристики, которые могут совпадать или не совпадать с характеристиками, оттеняемыми другим индивидом. Но при всех расхождениях в их числе, наверное, будет достаточно совпадений, поскольку современное понятие об успехе все-таки в некоторой ступени стандартизировано и культивируется посредством воспитания и средств массовой информации. Успешность человека в обществе неотделима от его социальной природы и оценка успешности диктуется его социальным окружением. Нормальное развитие личности рассматривается с двух взаимосвязанных сторон: включенность в социум и обособление от него, то есть, с одной стороны – слиться с общностью, а с другой – необходимость выделиться, быть замеченным другими, быть признанным.
Осмысление данной проблемы становится очень актуальным в информационном обществе, в эпоху рыночных отношений, где формируются новые требования к личностным качествам: честолюбие и предприимчивость, прилежание и упорство в достижении цели, практицизм и расчетливость, и те, кто такими качествами не обладает, практически не оставляет шансов на успех. Но кроме беспристрастной оценки воздействия на осознание личной успешности оказывает влияние баланс между собственными представлениями об успехе и их практической реализацией. Актуальность темы, выбранной мною, продиктована условиями современной жизни, ведь «успешный человек» - это социальный феномен современного общества. В своей работе я хочу рассмотреть вопрос успеха как социального феномена, каким образом успешность определяется обществом, какие факторы приводят к успеху и как функционируется личность в социокультурном контексте успешности, какого человека мы можем назвать успешным и каковы критерии успешности? В чём основные различия между людьми, которые практически всегда являются победителями и теми, кого можно назвать неудачниками?
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………............3
Глава 1. Жизненный успех как социальный феномен: понятие и условия мотивации
Понятие успеха и успешности.……………………………………………….....7
Мотивация к жизненному успеху …………………………………………..….9
Глава 2. Социальные факторы формирования жизненных стратегий молодежи
2.1. Что такое жизненная стратегия?……………………………………………….......13
2.2. Социальные факторы жизненных стратегий………………………………………..13
Глава 3. Критерии классификации моделей успеха
3.1. «Типология моделей успеха» в их взаимосвязи и зависимости от исторического и культурного контекста…………………………………………………………………....17
3.2. Модели успеха современного общества………………………………………......18
Глава 4. Характеристики жизненного успеха в сознании молодежи в современном российском регионе (на примере Иркутской области)
4.1. Характеристика современной иркутской молодежи………………………………20
4.2.Ценности современной иркутской молодежи………………………………………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…...…………………………………………………............24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни // Мысль. 1991. - С.43.
2. Адлер А. Понять природу человека // Гуманитарное агенство: Академический проект. – 1997. С.102.
3. Альгин А.П. Риск и его роль в общественной жизни // М.: Мысль. – 1989. С.89.
4. Вебер М. Избранное: «Протестантская этика и дух капитализма» //Центр гуманитарных инициатив. - 2016. С. 214.
5. Государственный доклад «Молодежь Иркутской области». – Иркутск: ОГУ «ЦСИУМ». - 2008. С.156.
6. Дьюи Дж. Общество и его проблемы // Идея-Пресс. – 2009. С.54.
7. Ключников С. Ю. Фактор успеха, новая психология саморазвития// М. – 2002. С.16.
8. Кон И.С. Психология старшеклассника: Пособие для учителей. //М.: Просвещение. - 1980. С. 131.
9. Линкольн Авраам Секреты успеха //АВ Паблишинг. – 2002. С.28.
10. Мертон Роберт К. Продолжение анализа теории референтных групп и социальной структуры / Пер. с англ. В.Ф. Чесноковой // Референтная группа и социальная структура / Под ред. С.А. Белановского. М.: Институт молодежи. – 1991. С. 218.
11. Чупров В.И. Молодежь в обществе риска / В.И. Чупров, Ю.А. Зу- бок, К. Уильямс. – М.: Наука. - 2001. С.230.
12. Фрейд З. Некоторые типы характеров из психоаналитической практики // АСТ. – 2018. С.143.
13. Фромм Э. Иметь или быть // АСТ. – 2014. С.58.
14. Якутина О. И. Методология исследования феномена и понятия // СКНЦ ВШ ЮФУ. - 2010. С 13,25.
В качестве примера возьмем нашу страну. Политические и экономические реформы в РФ привели к актуализации совершенно иных качеств, нежели те, что были востребованы в советскую эпоху. В СССР понимание успеха в корне отличалось от сегодняшнего. Успешный человек считался «подлецом». В те годы, если люди концентрировали внимание на личных интересах и целях, считались карьеристами, что не ценилось. В современной России, те, кто добился материального успеха, в глазах общественности – герои, которые смогли реализовать свой человеческий потенциал. В российском обществе и сегодня нет единого мнения относительно того, что же такое жизненный успех. Для одной группы населения успех – это только духовные устремления и отрицание мирского; для других важно и мирское начало, но они неудачливы, третьи добились успеха, но неправедными путями, совершенно не думая о благе других людей, и занимаются демонстрацией собственного богатства. Они играют в успешность абсолютно без правил, подчас пугая своим варварским мировоззрением и поведением. Важно подчеркнуть, что не любая деятельность, сопровождающаяся получением максимального результата, может считаться успешной, более правильным и полным определением успеха следует считать такое определение, которое учитывает связь результатов человеческой деятельности с нравственно-духовными ценностями.
Обратимся к одному исследованию, с целью выяснить, какой смысл, какие ценности вкладывает россиянин в понятие «успех» и «успешная личность». На основе авторской анкеты «Идеальный образ успешного человека» и методики «Индекс жизненной удовлетворенности» Н. В. Паниной кандидатом психологических наук Л. И. Дементий был проведен ряд исследований по существующей проблеме успеха в современном российском обществе. Изучение идеального образа успешного человека показало, что в качестве наиболее важных компонентов успешности респонденты называют материальную обеспеченность, независимость и удовлетворенность личной (семейной) жизнью. Проанализировав полученные данные, в образе успешного российского человека можно выделить 2 группы характеристик: – внешние показатели успеха и личностные черты, присущие человеку, достигшему в жизни успеха. Из характеристик личности респондентами упоминались: целеустремленность, уверенность в себе, компетентность, профессионализм, честность.