Конституционно-правовое регулирование публичных мероприятий в Российской Федерации: актуальные проблемы теории и практики
Введение
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что наиболее важной категорией конституционных прав для существования демократического правового государства являются права, позволяющие гражданам законную возможность публично выражать свое мнение и настроение. В настоящие время политико-правовая ситуация в России характеризуется активным использованием гражданами инструмента публичных мероприятий, как способа выражения своих общественных интересов и настроений. При этом наблюдается стабильный рост числа этих мероприятий. Возрастает их конфликтность и протестная направленность. Это наблюдается в связи с важными политическими и государственными событиями, в том числе, в ходе подготовки, проведения и подведения итогов общегосударственных, региональных и муниципальных выборов.
Содержание
Введение3
1. Теоретико-правовые основы права граждан россии на проведение публичных мероприяти12
1.1. Развитие конституционно-правового регулирования публичных мероприятий12
1.2 Понятие и сущность права граждан на проведение публичных мероприятий23
2. Правовое регулирование публичных мероприятий в россии28
2.1 Классификация и основные виды публичных мероприятий28
2.2 Нормативно-правовое регулирование проведения публичных мероприятий43
3. Актуальные проблемы конституционно-правового регулирования публичных мероприятий50
3.1 Актуальные проблемы в сфере обеспечения права граждан на проведение публичных мероприятий50
3.2 Актуальные проблемы в определении, классификации и формах публичных мероприятий60
Заключение73
Библиографический список77
Библиографический список
Правовые акты
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета, 08.07.2020, № 148 (8202).
Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 2. Ст. 163.
Федеральный закон от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 3.
Федеральный закон от 27 мая 1996 г. №57-ФЗ «О государственной охране» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 22. Ст. 2594.
Федеральный закон от 04.04.2005 N 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. № 15. Ст. 1277.
Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 05.05. 2006. № 19. Ст. 2060.
Федеральный закон от 08.12.2010 N 344-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 50. Ст. 6602.
Федеральный закон от 08.06.2012 № 65-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 24. Ст. 3082.
Федеральный закон от 08.06.2012 N 65-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 24. Ст. 3082.
Несмотря на относительную новизну категории публичного мероприятия для российского права, в конституционно-правовой науке к настоящему времени накоплен опыт теоретико-прикладных исследований данной формы гражданской активности. Особое место в их числе занимают работы, в которых отдельные аспекты конституционно-правовой природы публичных мероприятий раскрываются в контексте анализа юридического содержания свободы собраний и места данного права в системе конституционных свобод. Так, Я.М. Магазинер раскрывал сущность публичных мероприятий через призму возможности граждан встречаться друг с другом для достижения конкретных целей . В свою очередь, В.Ф. Матвеев отмечал связь собраний со свободным обменом мыслями и совместной активностью . Особое свойство совместности, присущее большинству публичных мероприятий, позволяет отдельным ученым формулировать вывод о коллективной природе свободы собраний . Однако данный подход не является общепризнанным: так, Т.М. Храмова, дополнительно указывая на гарантируемые свободой собраний возможность свободного выбора тематики публичного мероприятия и возможность самостоятельного решения вопроса о целесообразности присоединения к публичному мероприятию, обосновывает индивидуальный характер прав в области организации и проведения публичных мероприятий .