Экономико-правовые проблемы противодействия коррупции и меры их предупреждения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность анализа противодействия коррупции и коррупционной преступности в Российской Федерации связана с тем, что проблема коррупции на современном этапе развития нашей страны формирует собой одну из существенных государственных проблем. На сегодняшний день коррупционная проблема пронизывает самые разные направления деятельности органов государственной власти и управления, что говорит о ее глобальном и системном характере.
Коррупция существует с тех пор, как зародилось государство. Коррупция – это опасная, можно сказать, врожденная, и, к сожалению, часто хроническая, тяжело протекающая болезнь любого государственного устройства, любого времени и строя. Явление это устойчивое и необыкновенно интересное в своей исторической продолжительности и огромном опыте борьбы с ним в разные исторические эпохи, и, конечно же в настоящем.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ КОРРУПЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5
1.1. Понятие и виды коррупции 5
1.2. Современные проявления коррупции в Российской Федерации 18
ГЛАВА2. ЭКОНОМИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ И МЕРЫ ЕЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ 38
2.1. Правовые основы противодействия коррупции и предупреждения коррупционных правонарушений 38
2.2. Социально-экономические аспекты противодействия коррупции 52
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ПРАКТИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ 73
3.1. Экономико-правовые механизмы противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации (на примере Тульской области) 73
3.2. Проблемы эффективности экономико-правового противодействия коррупции и пути их решения 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 92
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 98
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные акты
Конвенция ООН против коррупции. Принята резолюцией 58/4 Генеральной Ассамблеей ООН от 31 октября 2003 года // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. – № 26. – Ст. 2780.
Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию (заключена в г. Страсбурге 27.01.1999) // «Бюллетень международных договоров», N 9, 2009, с. 15 – 29.
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 30.12.2021) // «Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, № 25, ст. 2954.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 30.12.2021, с изм. от 09.11.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2022) // Собрание законодательства РФ. 2002. 7 января. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 21.12.2021, с изм. от 29.12.2021) // Собрание законодательства РФ. 1994. 5 декабря. № 32. ст. 3301.
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 30.12.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2022) // «Российская газета», N 220, 20.11.2002.
Федеральный закон от 25.12.2008 № 280-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства РФ. 29.12.2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6235.
В настоящее время не все страны намерены бороться с коррупцией и вести сотрудничество в этой сфере. Отличить государство, нежелающее бороться с коррупцией от государства желающего, но не преуспевшего, очень сложно. Российская Федерация на протяжении многих лет совершенствует финансовый мониторинг, модернизирует национальную антикоррупционную политику, ведет сотрудничество с международными организациями, но всё же есть проблемы, которые препятствуют эффективной борьбе с коррупционными преступлениями. Рассмотрим некоторые из них.
Борьба с коррупцией, безусловно, политизирована и зависит от политической воли руководства государства. Бывает так, что сами коррумпированные режимы не заинтересованы в борьбе с коррупцией в органах государственной власти. Тогда вместо активной борьбы создаются все условия для имитации борьбы с данным явлением. В таком случае мы получаем замкнутый круг – власть и коррупция.
Одним из субъектов противодействия коррупции в российском праве являются институты гражданского общества. Но в России данные институты не развиваются. Борьбой с фактами коррупции занимаются только властные структуры, граждане нашего государства не принимают участия в этих вопросах. Парадокс заключается в том, что гражданское общество приветствует задержание чиновника-коррупционера, но дачу взятки это же общество не считает ничем противоестественным. Большинство граждан имеют такую точку зрения: не ими начато, и не им это заканчивать. Что, конечно же, является абсолютно неправильной позицией.