Анализ экономической среды бизнеса
ВВЕДЕНИЕ
В современных реалиях динамично меняющегося мира значимость изучения экономической среды бизнеса нефтесервиса растет. Это является гарантией и залогом успеха в функционировании хозяйствующего субъекта.
Отрасль нефтесервисных услуг имеется свои проблемы. К ним относятся: низкая конкурентоспособность российских организаций в сравнении с зарубежными (высокотехнологичный сегмент), низкая рентабельность, низкий уровень технического обеспечения и технологического, дефицит оборотных средств, давление со стороны заказчиков по стоимости услуг, низкое финансирование НИОКР, необходимость инвестиций. Данные недостатки отрасли отмечены в результатах исследований Крюкова В.А., Токарева А.Н., Размановой С.В., Андруховой О.В., Макуловой А.О., Тасмухановой А.Е., Габбасовой Л.Д.
Развитие и состояние нефтесервисного рынка также изучены Бурениной И.В., Авиловой В.В., ПАрфирьевой Е.Н. и другие.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы анализа экономической среды бизнеса 5
1.1 Сущность и понятие экономической среды бизнеса 5
1.2 Методы анализа экономической среды бизнеса 12
1.3 Российский и международный опыт анализа экономической среды организации 20
Глава 2 Исследование экономической среды бизнеса в сфере нефтесервиса (на примере НПП «БУРИНТЕХ») 24
2.1 Анализ особенностей российского и мирового рынка нефтесервиса24
2.2 Анализ внешней среды организации 33
2.3 Анализ внутренней среды организации 48
Глава 3 Разработка мер по совершенствованию анализа экономической среды бизнеса 57
3.1 Меры по повышению эффективности экономической среды бизнеса 57
3.2 Формирование риск-ориентированного подхода к анализу экономической среды бизнеса 74
Заключение 82
Список использованных источников 86
Приложения
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 N 402-ФЗ // Справочно-правовая система Консультант Плюс.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. №1715-р «Энергетической стратегии России на период до 2030 г.» // Справочно-правовая система Консультант Плюс.
Агафонов В.А. Стратегический менеджмент. Модели и процедуры. – М.: Инфра-М, 2019. – 350 c.
Акмаева Р.И. Практикум по курсу «стратегический менеджмент». – М.: Русайнс, 2016. – 189 c.
Бараненко С.П. Стратегический менеджмент. – М.: Центрполиграф, 2019. – 480 c.
Баринов В.А. Стратегический менеджмент. – М.: Инфра-М, 2017. – 289 c.
Басовский Л.Е. Стратегический менеджмент. – М.: Инфра-М, 2018. – 80 c.
Богатырева М. В. Основы экономики. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 424 с.
Бозров А.Р. Мировая нефтяная отрасль в условиях санкций и пандемии // Инновации и инвестиции. – 2020. – №11. – С. 59-61.
Бобылев Ю.Н. Нефтяной сектор: основные тенденции 2018–2019 гг. // Экономическое развитие России. – 2019. – Т. 26, № 3. –С. 13–17.
Белошицкий А.В. Анализ российского рынка нефтесервисных услуг // Экономика и предпринимательство. – 2018. – №8 (97). – С. 260-263.
Белошицкий А.В. Технологические тренды развития нефтесервисной отрасли // Нефтегазовое дело. – 2019. – Т.17. №2. – С. 50-55.
Белошицкий А.В. Прогнозы развития крупнейших сегментов рынка нефтесервисных услуг России // Нефтяное хозяйство. – 2019. – №4. – С. 12-15.
Бажаев М.М. Проблемы формирования бизнес-модели нефтяных компаний в современных условиях функционирования нефтегазового рынка // Экономика и предпринимательство. – 2018. – № 9 2014. – С. 29-36.
Бабурина О. Н. Мировая экономика и международные экономические отношения. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 275 с.
Васильева Т. Н. Мировая экономика. – Москва : ФЛИНТА, 2021. – 161 с.
Веселков С.Н. Стратегический менеджмент. Успешное управление бизнесом в России. – М.: Юнити, 2019. – 606 c.
Управленческая модель запада основана на классической системе производства, то есть распределения массового типа. Именно на основе данной модели был выработан механизм кассового компромисса. Он срабатывал тогда, когда происходило строгое юридическое оформление отношений между субъектами рынка труда.
Если проводить сравнительный анализ Японии и США, то можно проследить, что между двумя странами существует огромная разница в таких вопросах, как капиталистическое устройство, корпоративная собственность и контроль. Так, например, в Японии главные акционеры – другие корпорации. Но до второй мировой войны такого не было. В США основные владельцы – инвестиционные фонды.
Японский капитализм отличается особенностями управления экономической средой организации. Его отличием является тесная связь с конкуренций между фирмами, а также между взаимоотношениями между руководством и основными работниками [17, с. 67].
Те исследователи, которые анализируют японскую экономическую среду, отмечают, что производство в Японии не регулируется централизованным объединением корпораций или же с помощью рынка, в котором спрос падает на лучшую продукцию. Вид сотрудничества, на котором здесь основано производство, – связи или взаимные обязательства. Несмотря на то, что эти взаимоотношения отличаются стабильность, в какой-то мере они предполагают и гибкость. Поэтому риск того, что один партнер сможет обойти другого в бизнесе значительно низок. Исходя из этого можно утверждать, что стоимость транзакций в Японии ниже, чем в других странах. «Японцы никогда не воспринимали до конца Адама Смита с его идеей чистого рынка. Они всегда настаивали на том, что и мясник, и булочник, и пивовар должны преследовать не только собственные интересы, но и быть при этом благожелательными и великодушными... Именно это чувство долга, выходящее за рамки формального контракта и довлеющее над ним, обеспечивает ту необходимую отдачу, которая способствует тому, что система контрактов, основанная на связях, остается жизнеспособной».