Гендерные особенности я-концепции в старшем подростковом возрасте
ВВЕДЕНИЕ
Изучение гармоничного развития личности, становления и развития ?Я-концепции? - одна из центральных проблем психологии, которая была предметом исследования многих отечественных и зарубежных ученых. Проблематика работ охватывает рассмотрение теоретических и прикладных вопросов: генезис самосознания и его продуктов соответственно возрастным периодам развития личности; зависимость развития ?Я-концепции? от влияния социального окружения; ?Я-концепции?, как основного фактора самоконтроля и саморегуляции поведения и др. Особенное значение гармоничность ?Я-концепции? приобретает в контексте формирование личности старшеклассника.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ Я-КОНЦЕПЦИИ В СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1. Сущность и структура понятия Я-концепция 6
1.2. Особенности становления я-концепции у старшеклассников 12
1.3. Взаимосвязь гендерной идентичности и Я-концепции в старшем школьном возрасте 16
ГЛАВА II ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ Я-КОНЦЕПЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ 21
2.1 Организация и методы исследования 21
2.2. Анализ результатов исследования…………………………………………..22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29
ПРИЛОЖЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Бендас Т. В. Гендерная психология / Т.?В. Бендас. — СПб.: Питер, 2006. — 431 с.
2.Бернс Р. Развитие Я - концепции и воспитание. - М.: Прогресс, 1986. - 420 с.
3.Бернс Р. Что такое Я - концепция // Психология самосознания: Хрест. / Ред. Д.Я. Райгородский. - Самара: Бахрах-М, 2003. - С.333-393.
4. Бодалаева А. А Самосознание как объект психодиагностики // Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. - С.245-268.
5.Божович Л.И.. Социальная ситуация и движущие силы развития ребенка Проблемы формирования личности. - М., 1995.
6.? Васильев Н.Н. Я-концепция: в согласии с собой / Н.Н. Васильев. – М.: Элитариум: Центр дистанционного образования. – 2009. – 240 с.
7.Ильин Е.?П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Е.?П. Ильин.- СПб.: Питер, 2003. – 544 с.
8.Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов / А. Карелин. – М.: Эксмо, 2007. – С. 22-24.
9.? Кон И. С. Мальчик – отец мужчины / И. С. Кон. — М.: Время, 2009. — 704 с. 5.?Райгородский. Д.Я. Самосознание и защитные механизмы личности /Ред. Д.Я. Райгородский. - Самара: Бахрах-М, 2000. - 656 с.
10.Крайг Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб.: Питер. – 2008. – 992?с.
11.Мясищев В. Н. Психология отношений / В. Н. Мясищев. – М.: МПСИ, 2005. – 158 с.
12.Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных: учебное пособие / А. Д. Наследов – СПб.: Речь, 2007. – 392 с.
13.Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. - М., 1972.
14.Столин В.В. Самосознание личности. - М.: Изд-во МГУ, 1983. - 284 с
15.Реан А. А. Психология изучения личности / А. А. Реан. — СПб., 1999. – 288 с
16. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления
личности. М.,1994.
17. Cафин В.Ф. Устойчивость самооценки и механизм ее сохранения //
Вопросы психологии, 1975, №3.
18. Шибутани Т. Я-концепция как персонификация / Т.Шибутани. Социальная п
В период ранней юности (14,5–17 лет) в рамках становления нового уровня самосознания происходит формирование относительно устойчивого представления о себе, Я-концепции. К 16–17 годам возникает особое личностное новообразование, которое в психологической литературе обозначается термином самоопределение. [5]
Теоретический анализ литературы по проблеме самоопределения в подростковом и раннем юношеском возрасте позволяет сделать следующие выводы:
В основе самоопределения в ранней юности лежит личностное самоопределение, имеющее ценностно-смысловую природу; активное определение своей позиции относительно общественно выработанной системы ценностей, определение на этой основе смысла своего собственного существования.