Административная ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах: правовое регулирование и проблемы реализации
Введение
Актуальность темы выпускной квалификационной работы заключается в том, что, несмотря на большое разнообразие применяемых странами налоговых систем, базирующихся иногда на кардинально отличающихся принципах, несомненным остается тот факт, что ни одно государство не может обеспечить свое существование без системы налогов и сборов.
Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Основной ролью системы налогообложения является сбор денежных средств, направляемых в бюджет страны для дальнейшего их перераспределения и финансирования государственной деятельности. Каждый дееспособный гражданин России в течение всей своей сознательной жизни регулярно выплачивает налог в пользу государства.
Содержание
Обозначения и сокращения 3
Введение 4
1. Общая характеристика административной ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах 11
1.1.Общая характеристика законодательства о налогах и сборах 11
1.2. Понятие и признаки административной ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах 18
1.3. Юридические основания применения административной ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах 23
2. Порядок реализации административной ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах 30
2.1. Особенности возбуждения дела об административных правонарушениях в области налогов и сборов 30
2.2. Особенности рассмотрения дела об административных правонарушениях в области налогов и сборов 44
2.3. Проблемы реализации и совершенствования механизма привлечения к административной ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах 61
Заключение 71
Библиографический список 74
Приложение 81
Библиографический список
Правовые акты
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета,08.07.2020, № 148 (8202).
Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 21.04.1995 «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество»// Собрание законодательства Российской Федерации, 17.02.1997, № 7. Ст. 809.
Конвенция между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан от 18.10.1996 «Об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал» // Собрание законодательства Российской Федерации, 16.03.1998, № 11. Ст. 1243.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 05.12.1994, № 32. Ст. 3301.
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 17.06.1996, № 25. Ст. 2954.
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации, 03.08.1998, № 31. Ст. 3824.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 07.01.2002, № 1. Ст. 1.
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.2002 № 95-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 29.07.2002, № 30. Ст. 3012.
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 14.11.2002 № 138-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 18.11.2002, № 46. Ст. 4532.
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации: Федеральный закон от 08.03.2015 № 21-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 09.03.2015, № 10. Ст. 1391.
Считаем, что данная процедура должна быть надлежащим образом легализована в качестве стадии возбуждения дела об административном правонарушении налогового законодательства в отношении всех его субъектов в едином кодифицированном законодательном акте об административных правонарушениях во всех областях правового регулирования и правоприменения, в т. ч. в сфере налогов и сборов.
Так, считаем необходимым предусмотреть обязательное проведение административного расследования по данным делам, в рамках которого могут быть рассмотрены акт проверки, дополнения к нему и возражения налогоплательщика на них, проведены дополнительные мероприятия налогового контроля, которые нацелены на полное и всестороннее выяснение, установление и объективную оценку всех обстоятельств дела.
Таким образом, рассмотрев особенности возбуждения дела об административных правонарушениях в области налогов и сборов, стоит отметить, что на стадии возбуждения дела об административном правонарушении в сфере налогообложения формируется протокол о совершении такого правонарушения при выявлении признаков административного правонарушения должностными лицами, которые уполномочены возбуждать дела об административных правонарушениях как непосредственно, так и по итогам мероприятий государственного контроля.