Кризис трехлетнего возраста

Скачать курсовую работу, в которой исследуется кризис трехлетнего возраста
Author image
Timur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
27.08.2023
Объем файла
111 Кб
Количество страниц
35
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Кризис трех лет впервые был описан Эльзой Келер в работе «О личности трехлетнего ребенка». Ею были выделены такие важные симптомы данного кризиса, как негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых, протест-бунт, стремление к деспотизму. Западноевропейские  авторы  выделяют  в  кризисных  явлениях негативные моменты:  ребенок  уходит, отстраняется  от взрослых, рвет  социальные связи, которые его раньше  объединяли  со взрослым. Л. С Выготский подчеркивал, что такая  интерпретация неправильна. Ребенок пытается  установить новые,  более высокие  формы  отношения с  окружающими. Как считал Д. Б. Эльконин,  кризис трех лет  - это кризис социальных отношений, а всякий кризис отношений есть кризис выделения своего Я. Перестройка отношений  возможна  только  в том  случае, если происходит отделение ребенка от взрослого человека. Существуют  явные  признаки  такого отделения, которые проявляются в симптоматике кризиса  трех лет (негативизм, упрямство,   строптивость,  своеволие,   обесценивание  взрослых).   Однако интересно  проследить,  как  ребенок  на  протяжении  всего раннего возраста работает  над выделением своей позиции  в семье -социальной структуре, в которой происходит его развитие. 

Содержание
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..………………3
ГЛАВА I СУЩНОСТЬ И ПРИЧИНЫ КРИЗИСА ТРЕХ ЛЕТ…………..……..7
Особенности психологического развития ребенка трех лет……………….7
Кризис трех лет как этап взросления………………………………………10
Краткая характеристика основных стратегий воспитания………………..14
ГЛАВА II ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ
СТРАТЕГИИ ВЗРОСЛОГО, КОНКРЕТНЫЕ ПРИЕМЫ КУПИРОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ…………………………24
2.1 Методики и этапы исследования…………………………………………...24
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования………………………..27
2.3 Рекомендации родителям, согласно результатам исследования…………33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….38
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………..41

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст]: учеб. пособие для студ. Вузов/Г.С. Абрамова. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 672 с.

2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: под редакцией Д. И. Фельдштейна / Вступительная статья Д. И. Фельдштейна. 2-е изд. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 352 с.

3. Будинайте Г.Л. Современный стратегии воспитания/ Г.Л. Буденайте//  Отечественные записки. – 2004. -  №3, С. 76-90.

4. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия/ А.Я. Варга //Основные направления современной психотерапии. – М.: «Когито-Центр», 2000 г. – С. 26 – 38. 

5. Возрастная и педагогическая психология/под ред. М.В. Гамезо, М.В. Матюхиной, Т.С.Михальчик. - М.: Педагогика, 1984. – 256с.

6. Вопрос про кризисы [Электронный ресурс]/ Сообщество Профессионалов Информация и помощь. – Электрон. Дан. – М., [199-] – режим доступа: http://webcommunity.ru/201/  

7. Выготский Л.С. Кризис трех лет / Л.С. Выгодский//Собр. соч.: В 6 т. М., 1984. Т. 4. – С. 145 - 150

8. Галигузова Л.Н. Педагогика детей раннего возраста  [Текст]/Л.Н. Галигузова, И.А. Мещерякова. - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. - 301с.

9. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? [Текст] /Ю.Б. Гиппенрейтер /. – М.: Сфера. 2003, - 300с.

10. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. [Текст] / Грановская, 2-е изд.— Л.: Изд-во Ленинградского университет. 1988, - 560с.

11. Давыдова Е.В. Психологическое сопровождение ребенка раннего возраста: из опыта работы. [Текст] / Е.В. Давыдова.  – Петропавловск-Камчатский: изд-во КОИПКПК, 2008. – 38с. 

12. Детская практическая психология: учебник/ под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. — М.: Гардарики, 2004. — 255 с.

13. Ефимкина Р.П. Детская психология. [Текст] / Р.П. Ефимкина. -   Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1995. – 42 с.

14. Захаров А. И. Как предупредить отклонение в поведении ребенка. [Текст] / А.И. Захаров. — М.: Просвещение. 1986, - 128с.

15. Зимняя И.А. Характеристика и компонентный состав общей стратегии воспитания/И.А. Зимняя // Классный руководитель. – 2002. - №5. – С.70-78

16. Зимняя И.А. Общая стратегия воспитания в системе непрерывного образования: подход, концепция, стратегия [Электронный ресурс]/ Ярославский государственный педагогический университет – Электрон. Дан. – Ярославль, [8101]. – режим доступа: www.yspu.yar.ru:8101/parts/ facultets/institut/conf/conf4.htm

17. Ильина В. Развитие личности ребенка от года до  трех лет. [Текст] / В. Ильина. -  – М.: изд-во У-фактория, издательская группа. 2003, – 432с.

18. Коломинский Я. П. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция.// Я.П. Коломинский, Е.А. Панько, С.А. Игумнов —  СПб.: Питер, 2004. —480 с.: ил.

19. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. [Текст] / И.Ю. Кулагина - М.: Изд. УРАО. 1997,  – 176 с.

20. Люблинская А.А. Детская психология. [Текст] / А.А. Любинская - М.: Педагогика. 1971, - 415с.

21. Мухина В.С. Возрастная психология. [Текст] / В.С. Мухина.  - М.: Изд. Академия. 1998, – 456 с.

22. Эльконин Д. Б. Детская психология. [Текст]: учебное пособие для ВУЗов / Д.Б. Эльконин.  — М.: Академия, 2008. – 384с.

23. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. [Текст]: учебник. / Л.Ф. Обухова. - М., Российское педагогическое агентство. 1996, - 374 с.

24. Общая стратегия воспитания в образовательной системе России (к постановке проблемы) / Под общей ред. И.А.Зимней. – М., 2001. – Кн. 1, 2.- 316с.

25. Отрывки из дневников и монографии Эльзы Келер. [Электронный ресурс]/ Структура и развитие нервной системы ребенка. – Электрон. Дан. – М., [199-] – режим доступа: http://www.kidsnerve.ru/chast-11

26. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. [Текст]:  Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений./ К.Н. Поливанова. -  М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 184 с. 

27. Ребенок от года до трех. [Электронный ресурс]/ Электронная библиотека Куб. – Электрон. Дан. – М., [199-] – режим доступа: http://www.koob.ru

28. Рожков М.И. Стратегии и модели воспитания/ М.И. Рожкова // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: Сборник научных трудов. – Волгоград: Перемена, 2004. – С.134.

29. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). [Текст]/ И.В. Шаповаленко.  – М.: Гардарики. 2005, - 349с.

30. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Избр. психол. труды / Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. — М.: Педагогика. 1989, - С. 156

31. Эльконин Д. Б. Психология игры в дошкольном возрасте: Психология личности и де¬ятельности дошкольника / Под ред. А. В. Запорожца и Д. Б. Эльконина. — М, 1965.

32. Эльконин Д.Б. Развитие личности ребенка-дошкольника. // Избр. психол. труды / Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. — М.: Педагогика. 1989, - С. 134 

33. Энциклопедия детской психологии. [Электронный ресурс]/Детская психология – Электрон. дан. и прогр. - М. : Мультитрейд . 2004 - CD – ROM: (С) 

Таким образом, подводя итог первой главы, мы подчеркнем тот факт, что развитие трехлетнего ребенка имеет свои закономерности и особенности, этот возраст является переходной стадией развития: ребенок переходит из преддошкольного возраста к дошкольному.  К трем года происходит переход от естественного к социальному типу развития, на основе развития речи. К трем годам складываются разнообразные харак¬теристики мыслительной деятельности, такие, как способность к обобщению и ши-рокому переносу приобретенного опыта, умение устанавливать связи и отношения и в элементарной форме путем активного экспериментирования решать конкретные задачи, используя различные объекты в качестве средства для достижения цели. Характерной чертой интересующего нас периода является интенсивное развитие тех психических функций, которые скла¬дывались в раннем детстве (сенсорики, перцепции, образной памяти, внимания, прак¬тического мышления, моторики) и которые в то же время являются базовыми для по-строения новообразований в познавательной сфере и в формировании произвольно¬го поведения.