Восстановление чтения при афазии

Скачать курсовую работу, в которой рассмотарение восстановление чтения при афазии
Author image
Timur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
27.08.2023
Объем файла
102 Кб
Количество страниц
34
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

Актуальность работы. Главным источником получения и передачи информации, а также основным способом общения является речь. Важную роль в этом процессе играет как устная, так и письменная речь. Процессу чтения в жизни человека, отводится важная роль. 
Чтение включает в себя одновременно два процесса: непосредственного чувственного познания и опосредованного отражения действительности. 
Данный навык используется человеком во всех видах деятельности: учебной, профессиональной и бытовой. Нарушение письменной речи в значительной степени снижает качество жизни у людей с нарушением мозгового кровообращения.
Многие авторы, определяют афазию как нарушение речи, возникающее вследствие повреждения определенных структур головного мозга, проявляющееся в виде частичного или полного распада данной функции. Практически при любой форме афазии наблюдается нарушение письменной речи. 
Характер нарушений зависит от локализации и объема очага поражения головного мозга. А. Р. Лурия выделил шесть форм афазии. Нарушения процесса чтения при каждой форме афазии имеют свою специфику, которые проявляются в виде вербальных и литеральных паралексиях, персеверациях, заменах, пропусках букв, потери строки и других дефектах, в тяжелых случаях, приводящих к полному распаду навыка чтения. 

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты изучения чтения в научной литературе 6

1.1. Рассмотрение понятия чтения в научной литературе 6

1.2. Формирование навыка чтения в онтогенезе 11

Выводы к Главе 1 16

Глава 2. Теоретические аспекты изучения афазии и причин ее появления 17

2.1. Сущность понятия афазии 17

2.2. Причины афазии 20

2.3. Чтение при афазии 22

Выводы к Главе 2 26

Глава 3. Коррекция нарушений чтения у людей с афазией 27

3.1. Психолого-педагогическая диагностика по выявлению нарушения навыков чтения у людей с афазией 27

3.2. Программа по восстановлению нарушения навыков чтения у людей с афазией 31

Выводы к Главе 3 36

Заключение 37

Список используемой литературы 39

Список используемой литературы

1. Ананьев, Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом [Электронный ресурс] / Б.Г. Ананьев. – Известия АПНРСФСР, - 150с. Код доступа: http://elib.gnpbu.ru/text/izvestiya-apn_vyp26_1950/ (Дата обращения: 11.01.2022).

2. Бейн Э.С., Овчарова П.А. Клиника и лечение афазий. – София: Медицина и физкультура, 1970. – 210 с.

3. Вассерман Л.И., Дорофеева С.А., Меерсон Я.А. Методы нейропсихологической диагностики: практ. рук. – СПб.: Стройлеспечать, 1997. – 360 с.

4. Визель Т. Г. Как вернуть речь. М.: В. Секачев, 2005. 224 с.

5. Винарская Е.Н. Клинические проблемы афазии: (нейролингвистический анализ). – М.: Медицина, 1971. – 216 с.

6. Егоров, Т. Г. Психология овладения навыком чтения / Т. Г. Егоров. - Санкт-Петербург : изд-во КАРО, 2006 (СПб. : Типография "Наука"). - 296с.

7. Кадыков А. С. и др. // Журн. неврол. и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1996. № 1. С. 42.

8. Корнев, А.Н. Нарушение чтения и письма у детей/ А.Н. Корнев. -Спб., 2003. -83с.

9. Кроль М.Б. Невропатологические синдромы. – Харьков; Киев: Гос. мед. изд-во УССР, 1933. – IX, 528 с.

10. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - 2001.- 167с.

11. Лалаева Р.И. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция / Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова. - Ростов н/Д: «Феникс» 2010. - 246 с. 

12. Левина Р.Е. Воспитание правильной речи у детей / Р.Е. Левина. - М.: Просвещение, 2012. - 254 с. 

13. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. – М.: Изд-во Московского ун-та, 1962. – 431 с.

14. Лурия А. Р. Травматическая афазия // Издательство академии медицинских наук. СССР М., 1947. С. 193-256.

15. Оппель В. В. Восстановление речи после инсульта. Л.: Медицина, 1972.152 с.URL:http://pedlib.ru/Books/3/0350/3_0350-1.shtml (дата обращения: 11.01.2022)

16. Правдина О. В. Логопедия. - М.: Просвещение, 1973.

17. Словарь медицинских терминов, Феникс: 2014

18. Тонконогий И.М. Инсульт и афазия. – Л.: Медицина. Ленингр. отд-ние, 1968. – 268 с

19. Флерова Ж. М. Логопедия. - Изд. 4-е. Ростов н./Д: Феникс, 2008.

20. Цветкова Л. С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. М.: Проспект, 2000. 289 с.URL:http://pedlib.ru/Books/2/0155/2- 0155-1.shtml (дата обращения: 11.01.2022)

21. Шохор-Троцкая (Бурлакова) М. К. Коррекция сложных речевых расстройств. М.: В. Секачев, 2015. 364 с.

22. Шохор-Троцкая (Бурлакова) М. К. Речь и афазия. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, В. Секачев, 2001.

23. Шкловский В.М., Визель Т.Г. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии. М.: В. Секачев, 2014. 96 с.

При эфферентной моторной афазии средней степени выраженности нарушения были выявлены по следующим критериям. Способ чтения целым словом с переходом на слоговое чтение слов со сложной слоговой структурой.Темп чтения медленный (6-7 слов в минуту).  Диагностика правильности чтения позволила выявить у пациента литеральные и вербальные паралексии, персеверации, потерю строки. Выразительность чтения относительно сохранна: отмечались нарушения интонационной стороны речи; применение логического ударения и паузирование в норме.  Понимание слов, предложений, текста не нарушены. Пересказ текста не доступен. Доступны только односложные ответы на вопросы.  При грубой степени выраженности эфферентной моторной афазии наблюдается относительная сохранность внутреннего чтения. Пациент легко распознавал услышанное слово и соотносил его с напечатанным. Также без ошибок раскладывал подписи к картинкам на уровне слова и словосочетания, на уровне предложения были допущены ошибки. Экспрессивная сторона чтения грубо нарушена. Пациент не смог прочитать ни буквы, ни слоги, ни слова и т.д., но показывал их правильно.