Формирование учебной мотивации у младших школьников в процессе обучения

Скачать курсовую работу, в которой рассматривается формирование учебной мотивации у младших школьников в процессе обучения
Author image
Timur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
27.08.2023
Объем файла
194 Кб
Количество страниц
26
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования заключается в том, что в конце XX – начале XXI столетий смена ценностных ориентиров повлекла за собой существенные изменения в межкультурных и социальных связях, наиболее серьезными и глобальными стали реформы в области российского образования. Происходящие в течение последних нескольких десятилетий преобразования повлияли на смену приоритетов. Сегодня школа должна стать важнейшим фактором формирования личности, жизненных установок, гуманизации общественно-экономических отношений. Эта идея нашла свое отражение в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, где освещены условия для модернизации системы образования, которая является основой динамичного экономического роста и социального развития современного общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны. Согласно Концепции, педагоги должны ориентироваться не только на усвоение программы учащимися, но и на развитие личности, творческих способностей, учебно-познавательной мотивации, на которой базируется опыт личной ответственности обучающегося. Обучение в современной начальной школе отличается несколькими особенностями: нарастающим объемом материала, интенсивностью его изучения, усложнением учебных программ. Понятно, что подобные условия требуют высокого уровня развития личности младшего школьника.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………...3

1  Теоретические основы учебной мотивации детей младшего  школьного возраста ………………………………………………………………6

1.1 Понятие, структура, сущность и виды мотивации…………………………6

1.2 Возрастные особенности формирования учебной мотивации…………...11

1.3 Факторы формирования учебной мотивации в младшем  школьном возрасте………………………………………………………….14

2 Эмпирическое исследование учебной мотивации младших школьников….22

2.1 Диагностика учащихся 3-х классов по выявлению уровня  учебной мотивации…………………………………………………………22

2.2 Анкетирование учителей начальных классов о формировании учебной мотивации учащихся………………………………………………………..24

Заключение………………………………………………………………………….28

Список использованных источников……………………………………………...30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Безрукова В.С. Педагогика: учебное пособие. – Рн/Д: Феникс, 2013. – 381 c.

2 Бороздина Г.В. Основы педагогики и психологии: учебник для СПО. Люберцы: Юрайт, 2016. – 420 c.

3 Бороздина Г.В. Психология и педагогика: учебник для бакалавров. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 477 c.

4 Вайндорф-Сысоева М.Е. Педагогика: учебное пособие. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 197 c.

5 Вульфов Б.З. Педагогика: учебное пособие для бакалавров. – М. : Юрайт, 2013. – 511 c.

6 Гершунский Б.С. Педагогическая прогностика: учебник. – Киев, 2014. 

7 Голованова Н.Ф. Педагогика: учебник и практикум для академического бакалавриата. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 377 c.

8 Гуревич П.С. Психология и педагогика: учебник для бакалавров. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 479 c.

9 Донской Г.М. Педагогика: учебник. – М. : Приор, 2013. – 691 с.

10 Зимняя И.А., Малахова В. А. Педагогика: учебник. – М. : Педагогика, 2014. 

11 Исаев Е.И. Педагогическая психология: учебник. – М. : Юрайт, 2014. – 310 с.

12 Князева В.В. Педагогика: учебник. – М. : Вузовская книга, 2016. – 872 c.

13 Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник для академического. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 719 c.

14 Коржуев А.В. Общенаучные основы педагогики и педагогического поиска: учебное пособие. – М. : КД Либроком, 2015. – 304 c.

15 Корнилова Т.В. Методологические основы психологии: учебник. – М. : Юрайт, 2012. – 496 c.

16 Крившенко Л.П. Педагогика: учебник и практикум для СПО. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 364 c.

17 Луковцева А.К. Психология и педагогика: курс лекций. – М. : Мир и Образование, 2013. – 192 c.

18 Мандель Б.Р. Педагогика: учебное пособие. – М. : Флинта, 2014. – 288 c.

19 Медведева П.А. Исследование уровня школьной мотивации младших  школьников // БМИК. – 2015. – №5. 

20 Немов Р.С. Общая психология. В 3-х т. Т. 3. Психология личности: учебник и практикум для академического бакалавриата. – Люберцы: Юрайт, 2015.– 739 c.

21 Подласый И.П. Педагогика. В 2-х т. Т. 1. Теоретическая педагогика: учебник для бакалавров. – М. : Юрайт, 2013. – 777 c.

22 Сластенин В.А. Педагогика: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. – М. : ИЦ Академия, 2013. – 496 c.

23 Столяренко Л.Д. Основы педагогики и психологии: учебное пособие для прикладного бакалавриата. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 134 c.

24 http://www.cheldeti.ru/health/articles/psihologicheskaya_gotovnost_rebenka_k_shkolnomu_obucheniyu.html

25 http://www.wslon.ru/articles/deti/trudnosti-i-pomosh-v-uchyobe/sposoby-motivacii/

26 https://infourok.ru/uchebnaya_motivaciya_kak_pokazatel_kachestva_obucheniya_mladshih_shkolnikov-157542.htm

Важным условием развивающегося изменения мотива на цель является расширение жизненного пространства ученика. Необходимыми мотивами, которые следует формировать у учащихся, чтобы реализовать поставленную главную цель образовательного учреждения является, воспитание личности, развитие широких социальных мотивов и всех внутренних мотивов, в первую очередь мотивов саморазвития, самовоспитания и самосовершенствования, а также интереса к соответствующим деятельностям по саморазвитию, самовоспитанию и самосовершенствованию [3].  Еще одним важным условием формирования положительной учебной мотивации младшего школьника является ориентация педагога на индивидуальный опыт учащегося. Любая новая информация, любое новое знание должно исходить из индивидуального опыта ребенка, оно опирается на его интересы, стремления, способности, а так же значимые ценности. В процессе общения на уроке педагога с ребенком происходит не только одностороннее воздействие на ученика со стороны учителя, но и процесс обратной связи. Младший школьник как носитель индивидуального опыта, который лично для него много значит, имеет возможность максимально воспользоваться своим багажом знаний, а не просто бессмысленно принимать все то, что предлагает учитель.