Понятие формирования личности в психологии и педагогике
ВВЕДЕНИЕ
С древнейших времен человек задумывался о своей природе, и том, что он собой представляет, какое место занимает в мире, каковы границы его возможностей, способен ли он стать господином своей судьбы или обречен быть ее слепым орудием. Сегодня проблема человека находится в центре внимания многих наук, составляет основу и предмет междисциплинарных исследований.
В настоящее время существует устойчивое мнение, что личностью человек не рождается, а становится. С этим согласно большинство психологов и социологов. Однако их точки зрения на то, каким законам подчиняется развитие личности, значительно расходятся. Эти расхождения касаются понимания движущих сил развития, в частности значения общества и различных социальных групп для развития личности, закономерностей и этапов развития, наличия, специфики и роли в этом процессе кризисов развития личности, возможностей ускорения развития и других вопросов. Процесс формирования личности осуществляется весьма разнопланово, как в ходе целенаправленного воздействия на человека в системе воспитания, так и под влиянием широкого круга воздействующих факторов (семейного общения, искусства, средств массовой информации и др.).
ОГЛАВЛЕНИЕ
TOC \o "1-4" \h \z \u HYPERLINK \l "_Toc96282244" ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
1.1. Понятие личности
1.2. Формирование и развитие личности - проблема современной психологии и социологии
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
2.1. Общие представления о процессе обучения как механизме формирования личности
2.2. Развитие самооценки и ее роль в формировании личности обучаемого
2.3 Проблема личности в педагогике
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Аверин В.А. «Психология детей и подростков», 2-е издание, С-Пб, 1998.
2. Андреева Г.М. Социальная психология.-М.:Знание,1990.
3. Ансар П. Современная социология// Социологические исследования. – 1995 г.- №12, 1996 г. - №1-2, 7-10.
4. Асеев В. Г. «Мотивация поведения и формирование личности», М., 1996
5. Божович Л. И. «Личность и ее формирование в детском возрасте», М.,. 1998
6. Вульфов Б. З., Иванов В.Н «Основы педагогики», М., 1999
7. Гильбух Ю.З. «Учебная деятельность младшего школьника: диагностика и коррекция неблагополучия», М, 1999.
8. Дубровина И.В. «Рабочая книга школьного психолога». М., 2005
9. Казаринова Н.В. Филатова О. Г. Хренов А.Е. Социология: Учебное пособие. – М., 2000.
10. Кистяковский Б.А. Общество и индивид // Социологические исследования. 1996 г. – №2.
11. Кон И.О. Ребенок и общество. - М.,1988.
12. Копылов Ю.А. «Система непрерывного духовно-физического воспитания учащихся общеобразовательной школы», М., 1997
13. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2-х томах.-М.:Высш.шк.,1983.
14. Лисина М.И. «Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии», М, 1978
15. Мид Д. Культура и мир детства. - М.,1988.
16. Наумова Н.Ф. Жизненная стратегия человека в переходном обществе //Социологический журнал.-1995. - № 2.
17. Немов Р.С. Психология.Учебник. В 3-х книгах. Кн.1 Общие основы психологии.-М.:ВЛАДОС,1995.
18. Общая психология.-М.:Просвещение,1986.
19. Петрова В. Г., Головина Т. Н. «Психологические проблемы коррекционной работы во вспомогательной школе», М., 1998
20. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. Курс лекций. -М.:Центр,1997
21. Рубинштейн С. Л. «Пути и принципы развития психологии», М., 2001
22. Сластенин В. А. «Педагогика», М., 2000
23. Степанов В. Г. «Психология трудных школьников», М. , 1997
24. Теория общества. Сборник (Под общей ред.А.Ф.Филиппова.-М.: “КАНОН-пресс-Ц”, “Кучково поле” 1999.
25. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе.-М.:Просвещение,1989.
26. Фрейд 3. “Я” и “Оно”.Труды разных лет. Кн.I.и II - Тбилисси, 1991.
27. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. — М., 1991.
28. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб. – Питер, - 1997.
29. Чалидзе В. Право и образное мышление //Человек.-1990.-№ 3.
30. «Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков» под редакцией Эльконина Д. Б., Драгуновой Т.В.-М. Просвещение, 1997
31. «Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей» под ред. И.П. Пидкасистого. – М., 1998.
Так как формирование качеств личности невозможно без усвоения ею определенных нравственных и других понятий, требований, норм, то суть воспитывающей функции обучения состоит в том, что она придает этому объективно возможному процессу определенную целенаправленность и общественную значимость. Между образованием и воспитанием существует не односторонняя связь: от обучения к воспитанию. Процесс воспитания при правильной организации тотчас же оказывает благотворное влияние на ход обучения, так как воспитание дисциплинированности и многих других качеств создает условия для более активного и успешного обучения. Собственно говоря, без должной воспитанности учеников эффективный процесс обучения просто невозможен. Вот почему процесс обучения закономерно предполагает единство образовательной и воспитательной функции. В данном случае речь идет о единстве, а не о параллельном, независимом их осуществлении. Единство воспитательной и образовательной функций обучения проявляются в том, что методы обучения выступают в роли отдельных элементов методов воспитания, а сами методы воспитания – в роли методов стимулирования учения.