Развитие звукового анализа и синтеза у детей с нарушениями речи

Скачать курсовую работу, в которой рассматривается развитие звукового анализа и синтеза у детей с нарушениями речи
Author image
Timur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
25.08.2023
Объем файла
103 Кб
Количество страниц
40
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

За период дошкольного обучения дети с нормальным речевым развитием овладевают рядом новых знаний и умений. Они осознают, что речь состоит из слов, слова - из слогов, слоги - из звуков речи; обучаются выделению звуков речи из состава слова; понимают, что звуки располагаются в слове в определенной последовательности, овладевают процессом объединения звуков в слоги, слогов - в слова, слов - в предложения, а также рядом понятий: "предложение", "слово", "слог", "звук", "буква". Естественно, что у детей с речевыми нарушениями усвоение такого материала вызывает значительные трудности. В силу объективных причин к 6-7 годам у них оказывается несформированным осознанное отношение к звуковой стороне языка.
Языковой анализ и синтез относится к когнитивно-речевым умениям, не формирующимся спонтанно и требующим специальной работы по их формированию и развитию. Сложность такой работы заключается в том, что предпосылкой для успешного анализа и синтеза языковых явлений требуется как достаточно развитая речь, так и сформированные мыслительные процессы.

Оглавление
Введение..................................................................................................................4
Глава I. Теоретические основы языкового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи………………………………………………………………7
1.1 Онтогенез языкового анализа и синтеза…………………………………….7
1.2 Нарушение звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ОНР II уровень……………………………………………………...12
1.3 Речевые игры как средство развития языкового анализа и синтеза……...17
Глава II. Экспериментальная работа состояния языкового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ОНР II уровень…………………………………..………………………………………..21
2.1 Изучение актуального уровня звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ОНР II уровень с помощью речевых игр……………………………………………………………….………………..212.2 Организация и содержание по развитию языкового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ОНР II уровень……………………………………….…………………………………..34
2.3 Анализ результатов исследования…………………………………………37
Заключение……………………………………………………………………….43
Список литературы………………………………………………………………45

Список литературы

1.Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.- 400 с.
2.Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения / Р.Аткинсон. – М.: ТЦ Сфера, 1980. – 361 с.
3.Бельтюков В.И. Об усвоении детьми звуков речи / В.И. Бельтюков.-М.: Издательство Просвещение, 1964. – 90 с.
4.Бондарев И. П. Новая методика оценки свойств внимания / И.П. Бондарев//Вопросы психологии. – 2000. - № 5. – С. 127 – 131.
5.Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова.- М.: Педагогика-Пресс, 1999. — 536 с.
6.Гальперин П.Я. Экспериментальное исследование внимания / П.Я. Гальперин.-М.: Издательство Московского университета, 1974. - 102 с.
7.Гвоздев А.Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка. — В кн. : «Вопросы изучения детской речи». М., 1961, 49—148 с.
8.Добрынин Н. Ф.О новых исследованиях внимания/ Н.Ф. Добрынин//Вопросы психологии.-1973.- №3.- С. 121 – 128.
9.Добрынин Н.Ф. Произвольное и непроизвольное внимание // Учёные записки МГПИ им. В. И. Ленина. – М., 1958.- 258 с.
10.Дошкольная логопедическая служба / Под ред. О.А. Степановой. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128 с.
11.Жинкин Н. И. Механизмы речи / Н.И. Жинкин. – М.: Директ-Медиа, 2008. - 1104 с.
12.Журова Л.Е. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста / Л.Е Журова, Д.Б. Эльконин// Сенсорное воспитание дошкольников. – 1963.- № 2.- С. 134-138
13.Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи / Г.А. Каше .– М.: Просвещение, 1985.- 177 с.
14.Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей /А.Н. Корнев.- СПб.: Речь, 2003.- 336с.
15.Лалаева Р.И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников: Учебно-методическое пособие / Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова.- СПб.: Союз, 2003. - 224с.
16.Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей / Р.И. Лалаева. – М.: Просвещение, 2004.- 236 с.
17.Лалаева Р.И. Нарушение письменной речи / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. - М.: Владос, 1997. - С.502-512.
18.Леонтьев А.Н. Психологическое развитие ребенка в дошкольном возрасте / А.Н. Леонтьев //Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. —1948.- № 1.- С. 120-123.
19.Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студентов дефектологических факультетов педагогических вузов / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.- Кн.V : Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи: Нарушение речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью.- 480 с.
20.Лурия А.Р. Психологическое содержание процесса письма / А.Р. Лурия.-М.: Учпедгиз, 1956. – С. 625.
21.Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. - 688 с.
22.Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей / Л.Г. Парамонова. - СПб.: Союз, Лениздат, 2001. - 240с.
23.Радина, Е.И. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.:Академия, 2001.- 560 с.
24.Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. — 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1979.-223 с.
25.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн.-СПб.: Издательство «Питер», 2000.-720 с.
26.Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников / И.Н. Садовникова. - М.: Владос, 1995. – 256 с.
27.Филичева Т. Б. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей / Т.Б. Филичева, Т.В. Чиркина. - М.:"Издательство ГНОМ и Д", 2000. - 80 с.
28.Хватцев М.Е. Логопедия: уч. для пед. институтов / М.Е. Хватцев.– М, Владос, 2009 .- 272 с.
29.Эльконин Д.Б. Устная и письменная речь школьников / Д.Б. Эльконин.-М.: ИНТОР ,1998. - 112с.

В ходе второго этапа наряду дети учатся выделять звук в ряду других звуков, слог с заданным звуком в ряду других слогов, определять наличие или отсутствие звука в слове, выделять начальный согласный. На занятиях дети учатся анализировать обратные слоги типа гласный + согласный, прямые слоги типа согласный + гласный, а затем слов СГС (например: мак) На данном этапе вводятся упражнения с фишками (красные квадраты обозначают гласные звуки, синие – твердые согласные, зеленые квадраты – мягкие согласные). Эти упражнения воспитывают навык чтения прямых и обратных слогов и слов. В это время дети постепенно учатся понимать и правильно употреблять термины: звук, буква, слог, слово, гласный и согласный звук, твердый и мягкий звук, звонкий и глухой звук.