Исследование эмоциональных состояний у студентов в процессе учебной деятельности
Введение
Актуальность исследования. Эмоциями (аффектами, душевными волнениями) называют такие состояния, как страх, гнев, тоска, радость, любовь, надежда, грусть, отвращение, гордость и т.п. Эмоции проявляются в определенных психических переживаниях, каждому известных по своему опыту, и в телесных явлениях. Как и ощущение, эмоции имеют положительный или отрицательный чувственный тон, связанный с чувством удовольствия или неудовольствия. Чувство удовольствия при усилении переходит в аффект радости. Удовольствие и неудовольствие проявляются в определенной мимике лица и изменениях пульса. При эмоциях телесные явления выражены гораздо реже. Так, радость и веселье проявляются в двигательном возбуждении: смех, громкая речь, оживленная жестикуляция (дети прыгают от радости), пение, блеск глаз, румянец на лице (расширение мелких сосудов), ускорение умственных процессов, наплыв мыслей, склонность к остротам, чувство бодрости. При печали, тоске, наоборот, имеется психомоторная задержка. Движения замедленны и скудны, человек
"подавлен". Осанка выражает мышечную слабость. Мысли, неотрывно, прикованы к одному. Бледность кожи, осунувшиеся черты лица, уменьшение выделения секрета желез, горький вкус во рту. При сильной печали слез нет, но они могут появиться при ослаблении остроты переживаний. На основании телесных переживаний Кант делил эмоции на стенические (радость, воодушевление, гнев) - возбуждающие, повышающие мышечный тонус, силу, и астенические (страх, тоска, печаль) - ослабляющие. Некоторые аффекты трудно отнести в одну или другую рубрику, и даже один и тот же аффект при разной интенсивности может выявлять то стенические, то астенические черты. По длительности течения эмоции могут быть краткосрочными (гнев, испуг) и длительными. Длительные эмоции называются настроениями. Есть люди, которые всегда веселы, находятся в повышенном настроении, другие склонны к угнетенному состоянию, к тоске или всегда раздражены. Настроение - сложный комплекс, который частично связан с внешними переживаниями, частично основан на общем расположении организма к определенным эмоциональным состояниям, частично зависит от ощущений, исходящих из органов тела.
Содержание
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования эмоциональных состояний в учебной деятельности…………………………………………………………...5
1.1 Анализ проблемы психических состояний в научной литературе………5
1.2 Характеристика типичных психических состояний в ситуации учебной деятельности……………………………………………………………………10
1.3 Особенности проявления психических состояний у студентов………...25
Глава 2. Экспериментальное исследование выраженности эмоциональных состояний у студентов в ситуациях учебной деятельности…………………30
2.1 Постановка эксперимента…………………………………………………30
2.2 Обсуждение результатов деятельности…………………………………..31
Заключение……………………………………………………………………. 42
Список используемой литературы…………………………………………….44
Используемая литература:
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л., 1968
2. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. – М., 1984
3. Гримак Л.П. Общение с собой. – М.: Политиздат, 1991
4. Изард К. Эмоции человека. – М., 1980
5. Киршбаум Э.И., Еремеева А.И. Психические состояния. – Владивосток, 1990
6. Ковалев А.Г. Психология личности. – М., 1965
7. Левитов Н.Д. Психология. – М., - 1964
8. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. – М., 1964
9. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М., 1984
10. Мерлин В.С. Лекции по психологии мотивов человека. – Пермь, 1972
11. Павлов И.П. Полное собрание сочинений. Второе издание, том 3, кн. 1, М., Л., 1951-1952
12. Прохоров А.О. Функциональные структуры психических состояний // Психологический журнал, 1996 , том 17, вып. 3, стр. 9-17
13. Пуни А.Ц. Очерки. Психология спорта. - М., 1959
14. Психологические и психофизиологические особенности студентов / Под ред. Пейсахова Н.М. – Казань, 1977
15. Распопов П.П. О фазовых состояниях возбудимости мозговой коры // Вопросы психологии, 1958 , №2, стр. 23-37
16. Селье Г. Стресс без дистресса. – М., 1979
17. Тарабрина Н.В. и др. Эксперимент исследования фрустрации при истерии // Клинико-психологическое исследование. – Л., 1971
18. Чирков В.И. Изучение факторной структуры субъективного компонента функциональных состояний // Проблемы инженерной психологии: Тезисы 6 всесоюзной конференции по инженерной психологии. Вып. 2 / Под ред. Ломова Б.Ф., - Л., 1984 , стр. 236-237
Если К больше единицы, то самочувствие в целом более отвечает положительному. Если К меньше единице, то самочувствие в целом более отвечает отрицательному. Иначе говоря, самочувствие отвечает скорее либо гипертимному (с повышенным настроением), либо истомному (с пониженным настроением) типу акцентуации характера человека. В случаях неудовлетворительного самочувствия (К меньше единицы) самооценка человека в целом понижается, в особенности когда наступает состояние, близкое к депрессии. Методика «Самооценка тревожности, фрустрированности, агрессивности и ригидности» предназначена для самооценка тревожности, фрустрированности, агрессивности и ригидности. Так как тревожность является одним из ведущих параметров индивидуальных различий, то необходимо сопоставить ее с другими, связанными с нею параметрами. В частности, устанавливаются проявления фрустрированности, агрессивности и ригидности.