Взаимосвязь тревожности и агрессивности в подростковом возрасте
Введение
В настоящее время увеличилось число случаев подверженности детей массового состояния тревожности, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью.
Гармоничное развитие личности ребёнка возможно при наличии здоровья, определяемого Всемирной Организацией Здравоохранения как состоянии физического, психического и социального благополучия ребёнка.
Для современного положения детей в нашем обществе характерно социальная деприкация, т.е. лишение, ограничение, недостаточность тех или иных условий, необходимых для выживания и развития каждого ребёнка.
Психологическое самоощущение детей, поступающих в школу, характеризуется нехваткой любви, теплых надёжных отношений в семье, эмоциональной привязанности [15].
В отечественном психолого – педагогической литературе можно выделить несколько подходов в понимании тревожности.
содержание
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ АГРЕССИВНОСТИ И ТРЕВОЖНОСТИ В ПОДРОСТКОВ…………....................................................................................6
1.1 Понятие тревожности и ее причины в современных исследованиях……………………………………………………………………..6
1.2 Агрессивность как состояние и свойство личности………………...14
1.3 Психологические особенности социальной ситуации развития личности в подростковом возрасте…………………………………………………………19
1.4 Факторы, влияющие на тревожность и агрессивность подростка…24
Выводы…………………………………………………………………….28
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ АГРЕССИВНОСТИ И ТРЕВОЖНОСТИ У ПОДРОСТКОВ………………………………………………………………….30
2.1 Характеристика методов исследования……………………………30
2.2 Анализ результатов …………………………………………………33
2.3 Рекомендации по результату исследования………………………33
Выводы…………………………………………………………………..34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..36
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………37
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Абрамова, Г.С. Возрастная психология. / Г.С. Абрамова. - М.: 2000. - 624 с.
Бандура, А. Подростквая агрессивность. Изучение влияния воспитания и семейных отношений./ А. Бандура, Ф. Уолтерс.- М.: Изд-во ООО «Апрель – пресс». ЭКСМО – пресс, 2000. - 508 с.
Бурлачук, Л.Ф., Морозов С.М. Справочник по психодиагностике. СПб.2004. - 520 с.
Ватова, Л. Как снизить агрессивность детей // Дошк. воспитание. – 2003. – № 8. – с. 55-59.
Выготский, Л.С. Педагогическая психология. – М.: АСТ, 2008.
Захаров, А. Неврозы у детей./ Захаров А.Н. – М.: 2000.
Захаров, А.И. Дневные и ночные страхи у детей. Серия "Психология ребёнка". – СПб.: 2000.
Изард, К.Э. Эмоции человека. М.: Изд-во Московского университета. СПб.: 2002.
Кернберг, О.Ф. Агрессия при расстройствах личности и перверсиях: монография. М.: Независимая фирма "Класс", 2001.
Колосова, C.Л. Детская агрессия. – СПб.: Изд-во Питер, 2004.
Кордуэлл, М. Психология А-Я./ М. Кордуэлл. - М.: Гранд, 2003
Кочубей Б, Новикова Е. Ярлыки для тревоги. // Семья и школа. №8 - 1988.
Немов, Р.С. Психология т.1, М.: Просвещение Владос, - 1995.
Патохарактерологические исследования у подростков. Под ред. Личко А.Е. и Иванова Н.Я., Л., 1981.
Практикум по возрастной и педагогической психологии : для студ.сред. пед. учеб. заведений /Авт.- сост. Е. Е. Данилова; под ред. И. В. Дубровиной. – М.; Издательский центр “Академия”, 1998. – 160 с.
Прихожан, А. Н. Причины и профилактика и преодоление тревожности. // Психологическая наука и образования, 1998г., №2.
Прихожан, А.М. Психологический справочник, или как обрести уверенность в себе: кн. для учащихся.- М.: Изд-во Просвещение, 1994 -191 с.
Прихожан, А.М. Психология тревожности./А.М. Прихожан. - М.: Изд-во Питер, 2007.
Прихожан, А. М. Тревожность у детей и подросков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. - М.: 2000.
Решение проблемы повышенной тревожности требует своевременного ее выявления при помощи разработанной диагностической программы с целью профилактики и дальнейшей коррекции.
Значение профилактики тревожности, ее преодоления важно при подготовке подростков к трудным ситуациям, при овладении новой деятельностью.
Агрессивность как состояние и свойство личности
В психологии термин «агрессия» трактуется по-разному. Многие авторы исследования агрессивности предпочитают ей давать негативную оценку. Но так же существует и точка зрения на агрессию с позитивной стороны.
Выделим основные определения агрессии в соответствии с основными психологическими теориями и концепциями агрессии и агрессивного поведения:
Под агрессией понимается сильная активность, стремление к самоутверждению.(Bender L.)[6].
Под агрессией понимаются акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые вредят другому лицу.