Психологическая подготовка волейболистов
Введение
История возникновения волейбола восходит к 19 веку, когда американский профессор физического воспитания колледжа Хелиока Уильям Морган изобрел игру в волейбол, а затем разработал ее первые правила.
В настоящее время волейбол стал популярным видом спорта. Изна-чально волейбол был игрой для отдыха и поддержания здорового образа жизни. В 20 веке волейбол превратился из казуальной игры в олимпийский вид спорта.
В 1925 году по инициативе игрового ведомства в Москве была созвана площадка, на которой были приняты первые в нашей стране правила игры, в этом же году были проведены первые официальные соревнования по волейболу. Ежегодный чемпионат Москвы проводится с 1927 года. В последующие годы волейбол получает широкое развитие. С этого момента возникла необходимость психологической подготовки спортсменов к соревнованиям.
Психологическая подготовка – это система психолого-педагогических воздействий, которые используются для формирования личности и психологических качеств спортсменов, необходимых для успешного осуществления тренировочной деятельности, подготовки к соревнованиям и их надежного выступления.
Оглавление
Введение 3
Глава 1 Анатомо-физиологические особенности развития организма юных волейболистов. 5
1.1 Основные особенности физиологических особенностей спортсменов 5
1.2 Влияние Анатомо-морфологические особенности спортсменов на его деятельность 6
Глава 2 Эмоциональная устойчивость в спортивной деятельности 10
2.1 Влияние эмоциональной устойчивости на спортсменов 10
2.2 Стили руководства тренера 15
Заключение 23
Список использованной литературы 26
Список использованной литературы
1. Волков В.Ю., Пономарев Г.Н., Щербаков В.Г. Физическая культура и спорт на рубеже тысячелетий: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Часть 2. СПб.: Нестер, 2000. 206 с.
2. Ванек М., Гошек В. Актуальные вопросы психологической подготовки спортсменов // Психология и современный спорт, 1982. №3. С. 113.-114.
3. Иванова Л.М. Развитие тактического мышления студентов-волейболистов при выполнении нападающих действий // Психологические технологии в физическом воспитании и спорте: тез. докл. научн.-практ. конф. Омск: из-во Сибгуфк, 2004. С. 109-112.
4. Железняк Ю.Д. и др. Волейбол. Программа: Учебное издание / Железняк Ю.Д., Чачин А.В., Сыромятников Ю.П. М.: Советский спорт, 2003. 112 с.
5. Айриянц А.Г. Волейбол: Учебник для высших учебных заведений. М.: Академия, 2006. 325 с.
6. Волейбол / Под редакцией А.Б. Беляева, М.В. Савина. М.: Физкультура, образование и наука, 2000. 368 с.
7. Волков В.Ю., Пономарев Г.Н., Щербаков В.Г. Физическая культура и спорт на рубеже тысячелетий: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Часть 2. СПб.: Нестер, 2000. 206 с.
8. Айриянц А.Г. Волейбол: Учебник для института физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1968. 215 с.
9. Айриянц А.Г. Волейбол: Учебник для высших учебных заведений. М.: Академия, 2006. 325 с.
10. Барчуков И.С. Физическая культура: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 255 с.
11. Волейбол. Пер. с нем. Под общ. Ред. М. Фидлер. – М.: Физкультура и спорт, 1972
12. Железняк Ю.Д. 120 уроков по волейболу. – М: Физкультура и спорт, 1965
13. Мондозолевский Г.Г. Щедрость игрока. – М.: Физкультура и спорт, 1984
14. Основы волейбола./Сост. О.Чехов. М.: Физкультура и спорт, 1979
15. Правдин В.А. и др. Волейбол – игра для всех – М.: Физкультура и спорт, 1966
16. Спортивные игры; Учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. № 2114 «Физ. воспитание» / В.Д. Ковалева. – М.: Просвещение, 1988
17. Фурманов А.Г., Болдырев Д.М. Волейбол. – М.: Физкультура и спорт, 1983
На отношение спортсменов к стилю руководства тренера оказывает воздействие также своевременность и разумность его руководящих указаний. Способность отдавать такие распоряжения, которые соответствуют ситуации, времени и приводят спортсмена или команду к успеху, создает авторитет тренеру. Спортсмены стараются передать такому тренеру всю инициативу, считая, что все сказанное и сделанное им обернется пользой для команды, Правда, в этом кроется опасность самоустранения спортсменов от принятия каких бы то ни было решений. Перед тренером в таком случае встает проблема развития личности спортсменов, борьбы с социальным инфантилизмом, неумением вести себя в той или иной ситуации, принимать самостоятельные решения.
Г.Н. Максименко (1978) выделяет три стиля руководства: авторитар-ный, демократичный и недирективного характера (полная самостоятель-ность). При авторитарном руководстве группой все указания исходят от тренера и без возражений исполняются спортсменами. Контроль над работой и результатом тренер также осуществляет единолично. Как правило, группа действует интенсивно и эффективно, хотя взаимопонимание между занимающимися недостаточное. Может проявляться агрессивное отношение к тренеру.